Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Зальют ли США мир нефтью?

Зальют ли США мир нефтью?

Дональд Трамп в очередной раз возбудил нефтяную и не только общественность, подписав указ о снятии ограничений на поисковые и добычные работы на шельфовых нефтегазовых месторождениях. Речь идет о Мексиканском заливе, море Бофорта, Чукотском море, заливе Кука и Атлантическом океане. Это тут же вызвало бурю эмоций и в России. Основной лейтмотив — «скоро США заменят нас на мировом нефтяном рынке, зальют мир нефтью, а цены рухнут!».

Эту историю я слышу не в первый раз. Еще при Обаме США начали экспорт нефти, и это вызвало аналогичную реакцию: «Теперь нам конец». Однако не спешите посыпать голову пеплом.

Скажем, возьмем экспорт нефти из США. Да, США ведут экспортные поставки. Но сравните цифры добычи и потребления нефти в Штатах. И вы легко обнаружите, что превышение потребления над добычей в США сегодня составляет чуть менее 300 миллионов тонн. Цифра очень большая. Вообще-то это больше, чем годовой российский экспорт сырой нефти. Ну как при таком раскладе можно всерьез называть Штаты экспортером нефти? Экспорт связан с маржой переработчиков в США. Им бывает невыгодно перерабатывать сланцевую нефть, поэтому ее поставляют за рубеж, а более рентабельно брать нефть из Мексики и Канады. Отсюда и, казалось бы, странные нефтяные потоки из США в Мексику и назад — США поставляют в Мексику примерно 30 миллионов тонн, но при этом практически столько же у Мексики и покупают. Что касается Канады, то у нее чистый экспорт довольно приличный — более 115 миллионов тонн в год, что, конечно, является важным фактором повышения энергобезопасности Северной Америки. Но пока нефть США все же вынуждены завозить.

Однако успехи США в добыче отрицать было бы глупо. Только за годы правления Обамы добыча выросла почти в два раза. И эти, несмотря на сохранение статуса нетто-импортера, на рынок, естественно, влияют. Штаты сокращают импорт, и нефть с Ближнего Востока перетекает на другие рынки, в том числе на европейский. Однако пока мы не чувствуем проблем — наш экспорт все равно сильно растет, пусть прежде всего за счет восточного направления. Скажем, в первом квартале 2017 года года экспорт нефти из России в страны дальнего зарубежья увеличился на 3,9% по сравнению с аналогичным показателем прошлого года. Паниковать явно рано.

Но можно ли предположить, что указ Трампа — это начало еще более мощной кампании по росту добычи нефти в США? В том-то и дело, что вряд ли. Причина простая. Это цена. Глубоководный шельф Мексиканского залива и Атлантика, но особенно арктический шельф моря Бофорта — это очень затратные штуки. По Арктике пока даже сложно оценить себестоимость добычи. В море Бофорта себестоимость добычи, скорее всего, будет никак не ниже 80-100 долларов. Да, технологии в перспективе позволят снизить цену. Но на начальном этапе никто из инвесторов не захочет нести убытки. Вспомните, когда выстрелили сланцы — когда нефть была за 100 долларов. Похожей была и себестоимость. И только потом она дошла до 45-55 долларов за бочку.

И тут сразу другой аргумент. Зачем добывать дорогую нефть на шельфе Аляски, если есть не столь дорогая по себестоимости сланцевая нефть? В этом плане российский министр природных ресурсов Донской все же погорячился, сказав, что указ Трампа — конец эпохи сланца. Ничего подобного. Как раз сланцевая добыча и будет расти, прогноз прироста по этому году — порядка 30-50 миллионов тонн.

Так что, если Трамп все же захочет сделать глубоководный и арктический шельф реальностью, для начала нужно поднять цену раза в полтора. Мы в принципе не будем сильно против. И только после этого начнется приток инвестиций в эти дорогущие проекты. Но не раньше. Так что время у нас есть.

Но в этом и кроется главный плюс энергетической политики Трампа для нас. Если он хочет нарастить добычу — сначала должен нарастить цену. Вот и все. При этом инструменты роста цен у Трампа есть. Уровень предложения — это на самом деле не самый важный фактор. Гораздо серьезнее объём денег, притекающий на рынок фьючерсов, и курс доллара. Иными словами, США легко могут влиять на цену при помощи финансового фактора.

Выходит, что Трамп может поднять цену, чтобы обеспечить приток денег в американские дорогостоящие проекты? Да, может, но для этого придется держать цены на нефть относительно высокими несколько лет, потому что шельфовые проекты требуют очень больших вливаний на начальном этапе, и при этом от первых инвестиций до первой нефти может пройти несколько лет — нужно строить буровые платформы и так далее. Поэтому я бы воспринимал указ Трампа не как руководство к действию, а как психологический сигнал о том, что он намерен и дальше делать ставку на углеводороды. Но за это нужно сказать ему только спасибо — ведь Трамп, по сути, продлевает жизнь нефти как товару, возвращая ей будущее, которое так хотят украсть сторонники зеленой энергетики.

Автор: Константин Симонов, генеральный директор ФНЭБ

Опубликовано: РЕН ТВ, 03.05.2017


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса
Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.
Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики