Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Штрафы за недобор газа могут вернуть

Штрафы за недобор газа могут вернуть

Соответствующую инициативу НОВАТЭКа поддержали в Минэнерго 

Один из крупнейших газодобытчиков России НОВАТЭК предложил вернуть ответственность покупателей газа за недобор заказанных объемов голубого топлива. По сути, речь идет не о введении нового механизма, а о возвращении старого — контрактов формата «бери или плати». Идею поддерживают в Минэнерго. Возврат механизма считают возможным и в ФАС, но только в том случае, если заказчику обеспечат возможность перепродажи невыбранного газа через биржевую площадку.

Предложение НОВАТЭКа было разослано в инстанции весной этого года — «Известия» располагают копией письма, направленного в Российское газовое общество. 

Штрафные санкции за недобор газа отменялись поэтапно. Сначала — в 2009 году — для крупных потребителей, а затем в 2012-м для средних и мелких. В первом случае, говорит замдиректора Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Алексей Гривач, это было продиктовано кризисными явлениями в экономике, когда компании готовились принять одни объемы газа, но им пришлось умерить аппетиты из-за снижения темпов роста экономики. Во втором случае Владимир Путин аргументировал отмену штрафов тем, что «у малых и средних потребителей возможности выстраивать графики потребления зачастую нет».

Вполне логично, что просить за газовиков вызвался именно НОВАТЭК. За несколько лет компания стала основным поставщиком для крупных предприятий и городов нескольких регионов (к примеру, Костромской и Челябинской областей), что автоматически привело к идее взять с покупателя гарантию выборки всего зарезервированного им газа.

В НОВАТЭКе не стали комментировать свои предложения.

О возвращении штрафов мог бы попросить и «Газпром», но, по словам источника «Известий» в Минэнерго, пока таких предложений от него не поступало — компания пытается справляться с уже накопленными у своих покупателей долгами, поясняет он. 

— НОВАТЭК в сложной ситуации — в регионах его всё чаще теснит «Роснефть», государство вот-вот даст «Газпрому» возможность предоставлять потребителям скидки к тарифу (сейчас такой возможностью обладают только частные компании. — «Известия»), поэтому свои позиции нужно как-то укреплять, — говорит эксперт ФНЭБ Игорь Юшков. — Инициатива наверняка найдет поддержку и в «Газпроме», и в «Роснефти», которая тоже старается отвоевать свою долю рынка. 

Представители компаний на запрос не ответили, Минпромторг (курирует промышленников — покупателей газа) переадресовал запрос в Минэнерго.

Минэнерго поддерживает инициативу, рассказал «Известиям» министр Александр Новак.

 — Совместно с ФАС мы работаем над повышением прозрачности тарифообразования, собираемся вводить механизм «бери или плати», единый регулируемый тариф на хранение, механизм контроля затрат на транспортировку, — рассказал министр.

По мнению председателя комитета по энергетике Госдумы Павла Завального, возвращение штрафов будет покупателям даже выгодно, так как продавец сможет лучше планировать свои инвестиции и ему больше не придется платить за зарезервированные у «Газпрома», но простаивающие мощности по доставке газа («Газпром» является монополистом по доставке газа магистральными трубопроводами).

— Просто «засовывать» в контракты потребителям условие «бери или плати» ФАС не намерена, — подчеркнул начальник управления контроля ТЭК службы Дмитрий Махонин. — Если мы устанавливаем жесткие правила, мы должны дать альтернативу — возможность перепродажи невыбранного газа через биржевую площадку. Если это реализуется, то «бери или плати» можно рассматривать как механизм регулирования газового рынка.

Уже в июне ФАС собирается внести в правительство соответствующие предложения. Но процесс может и затянуться, поскольку, как пояснил Дмитрий Махонин, предложения пока с трудом проходят обсуждения в «не делающем ничего с точки зрения развития биржевых механизмов» Минэнерго.

Речь о полном возмещении стоимости зарезервированного, но невыкупленного газа не идет, считает Игорь Юшков. До отмены штраф составлял около 60–80% от полной стоимости газа с учетом доставки. 

Автор: Арсений Погосян

Источник: Известия, 29.05.2017


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Энергетический переход и «зеленая повестка» в России: мода или суровая реальность?
Авария на «Дружбе»: основные последствия
Авария на нефтепроводе «Дружба» стала главным «хитом» 2019 года в российской нефтянке. Прошел уже год, а внятного ответа на вопрос, что же произошло, так и не получено. А ведь под удар была поставлена репутация России как надежного поставщика нефти. Нефть с хлорорганикой попала в Белоруссию, в Венгрию, Польшу, Германию, Украину, другие страны. Авария привела к грандиозному международному скандалу. И это в тот момент, когда стало очевидным нарастание конкуренции на мировом рынке.
Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики