Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Добыча антиподов

Добыча антиподов

Австралия учит инвестировать в нефтегаз

Обострение соперничества на газовом рынке заставляет пристальнее смотреть на наших конкурентов. Тем более что у них есть довольно много любопытного. Сегодня чаще обсуждается экспорт газа из США, хотя гораздо более солидными по объемам являются поставки СПГ из Австралии. Там уже запущена целая серия заводов, по объемам Австралия надеется скоро обогнать Катар и выйти на 1-е место в мире по продажам сжиженного газа. К концу десятилетия мощности по производству СПГ приблизятся к 90 млн т.

Объем инвестиций в австралийский газовый сектор просто поражает. За довольно короткий период в газовые проекты в Австралии было вложено более $200 млрд. И это, обратите внимание, уже тогда, когда в России вовсю говорили про конечность эпохи углеводородов и бессмысленность новых проектов в нефтегазе. Очень похожая история, кстати, с Соединенными Штатами и их сланцевой революцией. Пока нам рассказывали, что в углеводороды вкладывают только дураки, а нефтегаз – архаичная отрасль, которой вообще не место в XXI в., Австралия и США привлекали гигантские инвестиции именно в углеводороды, находя новаторские технические решения. В Австралии это утилизация метана угольных пластов, а также огромные плавучие СПГ-заводы. Всем этим Австралия гордится – и по праву.

Но без неприятных моментов не обходится. Сложность проектов стала причиной их затратности и довольно серьезного роста издержек. Скажем, только у проекта Gorgon капитальные затраты оказались почти на 50% выше первоначальных. По ряду проектов себестоимость производства перелезла за $11–12 за миллион британских термических единиц.

Возник довольно неожиданный эффект для внутреннего рынка. Компании вынуждены поставлять газ на экспорт по долгосрочным контрактам. В итоге возник дефицит газа на внутреннем рынке, а в условиях либерализации цены оказались выше, чем даже в Японии, которую традиционно рассматривали как дорогой и премиальный рынок (ведь это чистый импортер газа).

Какие краткие выводы можно сделать из этого? У нас была возможность предложить азиатскому рынку газ с более низкой себестоимостью в больших объемах, нежели мы это сделали. Но мы в свое время момент упустили, в том числе и под давлением агрессивных сторонников диверсификации экономики. А потом вдруг мы бросились наверстывать упущенное и стали активно предлагать рынку СПГ-проекты, невзирая на затраты. Из огня да в полымя. Причем в значительной степени затраты берет на себя государство (даже если это проекты частных компаний). В Австралии основные риски несут мейджоры, что для государства более понятная схема.

Газ – топливо востребованное, но без оглядки на затраты, мотивируя только кейнсианскими целями, проекты делать смысла нет. Мы можем быть конкурентоспособными, но нужно уметь считать издержки и предлагать рынку разумные решения, не бросаясь из одной крайности в другую.

Автор: Константин Симонов, генеральный директор ФНЭБ

Опубликовано: Ведомости, 29.05.2017


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Санкции в отношении российского нефтегаза: давление продолжается
Арктика – советская гигантомания или прорывной проект?
Арктика на глазах обретает черты даже не просто крупного проекта, а чуть ли не национальной идеи. Страна стремительно возвращается к освоению Арктики советского масштаба. Впору говорить о настоящей «арктической мании». Она очень логично вписывается в экономическую политику правительства, все более явно делающего ставку на большие промышленные проекты. Поэтому Арктика становится едва ли не основным в списке промышленных приоритетов исполнительной власти. И реализовывать его предлагается по принципу «за ценой не постоим».
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности
В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики