Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Битва «Газпрома» и «Нафтогаза»: посмеет ли Украина отобрать транзитный газ из России

Битва «Газпрома» и «Нафтогаза»: посмеет ли Украина отобрать транзитный газ из России

Глава «Газпрома» Алексей Миллер прокомментировал риски возможного отбора газа Украиной — в счет уплаты штрафа по антимонопольному делу. Об этом он рассказал журналистам в кулуарах Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ). Подробнее — в материале Федерального агентства новостей.

В начале декабря 2016 года Хозяйственный суд Киева обязал «Газпром» выплатить штраф — с формулировкой «за злоупотребление монопольным положением на рынке транзита газа». Украинская сторона включила и пеню за его просрочку — получилась внушительная сумма почти в семь миллиардов долларов. Слушания дела проходили в закрытом режиме.

«Пусть попробуют», — сказал Миллер, отвечая на вопрос о рисках отбора. 

«Риски такие есть, но они могут проявиться не сейчас. То, что украинский суд вынес решение, что «Газпром» должен выплатить шесть миллиардов долларов — это история исключительно под зиму. Украинцы и выносили такой вердикт к отопительному сезону: если бы была более суровая зима или произошли дополнительные сбои в ядерной энергетике, то газа Киеву уже не бы не хватало. Перед Украиной встал бы выбор: замораживать население или отбирать газ из транзитных потоков. Для того чтобы оправдать возможный отбор газа, и придуман этот иск — отобрать собственность «Газпрома» на территории Украины. Газ в трубе меняет право собственности только в Европе, когда переходит европейским потребителям, в австрийском хабе», — комментирует для ФАН преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков

По его словам, сейчас Киев не имеет нужды отбирать транзитные объемы. Эта угроза вернется следующей зимой, когда дела у Украины будут довольно сложные.

«Посмотрим. как они будут накапливать газ в подземных хранилищах. Если все пойдет по сценарию прошлого года, то ничего хорошего ждать не приходится. Киев в прошлом году обновил исторический минимум запасов газа при входе в отопительный сезон. И растут риски, что проскочить по линии, как прошлой зимой, когда-то не удастся. К зиме станет понятно и с газопроводами. Если станут строить «Северный поток-2» — значит, Украине не надо будет держаться за свой статус надежного транзитера. Можно будет отбирать газ у России, не оглядываясь на европейцев», — продолжает эксперт ФАН. 

Пока же Киев к транзиту будет относиться уважительно. Украина уверяет европейцев, что она надежный транзитер, а значит, надо запретить любые альтернативные газопроводы. Пока идет торг, но к зиме все будет ясно. 

«По сути, с этим отбором сделать ничего нельзя. Уже потом «Газпром», если зафиксирует незаконный отбор газа, будет подавать в суды и указывать на неправомерные решения. А так российская компания делает все, чтобы порвать уже все связи с Украиной и себя обезопасить. «Газпром» построил экспортный газопровод «Ямал — Европа», построил «Северный поток-1», строит «Турецкий поток». Все эти проекты являются мерами защиты транзитных объемов газа. Так Россию не смогут шантажировать другими факторами вроде повышения транзитной ставки. Сейчас у России выбора нет: мы 83 миллиарда кубов в год прокачиваем по территории Украины и ни один миллиард не может быть перекинут на другое направление. Когда появится альтернатива, повысится и энергетическая безопасность», — добавляет Юшков. 

В 2015 году Антимонопольный комитет Украины (АМКУ) оштрафовал «Газпром» «за злоупотребление монопольным положением на рынке транзита газа». В Киеве посчитали, что монопольное положение российской корпорации ущемило интересы «Нафтогаза Украины». В российской же компании заявили обратное: «Газпром» не осуществляет предпринимательской деятельности на территории Украины, передавая газ «Нафтогазу Украины».

В сентябре «Газпром» попытался обжаловать решение АМКУ, но Верховный суд Украины отказался рассматривать его требование об отмене выплаты. В решении отмечалось, что иск холдинга не подкреплен доказательствами.

У «Газпрома» же имеется к Киеву ответный иск. По состоянию на конец мая сумма его требований к «Нафтогазу» составляла 47 миллиардов долларов. Большая их часть была связана с невыплатами Киевом по условию «бери или плати» и недобором газа украинской стороной в 2012–2014 годах, третьем квартале 2015 года и втором—четвертом кварталах 2016 года. 

Автор: Дмитрий Пятов

Источник: ФАН, 01.06.2017 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики