Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Не сокращение, а оптимизация: соглашение с ОПЕК пошло России во благо

Не сокращение, а оптимизация: соглашение с ОПЕК пошло России во благо

В конце мая Россия договорилась с картелем ОПЕК о продлении соглашения по ограничению суммарной добычи нефти в мире еще на девять месяцев с начала июля текущего года. 

Соглашение с ОПЕК не скажется на уровне российской добычи нефти

По условиям этого соглашения, участники договора сократят свою суммарную добычу на 1,8 млн баррелей в сутки, из которых 300 тысяч баррелей приходится на Россию. Данное соглашение действует до конца марта 2018 года и отсчитывается от уровня добычи нефти на октябрь 2016 года.

Министр энергетики России Александр Новак сегодня на Санкт-Петербургском экономическом форуме заявил, что из-за действия этого соглашения с ОПЕК скорректируется общий прогноз добычи нефти в нашей стране и общей объем экспорта нефти за рубеж.

Всего в России в 2017 году будет добыто 547-547,5 млн тонн нефти, что на 1,5-2 млн тонн меньше, чем Москва прогнозировала изначально, а на экспорт пойдет 257 млн тонн. Показатели 2018 года будут зависеть от условий работы нефтегазовой отрасли, т.е. будет или не будет действовать это соглашение с ОПЕК, но на сегодня Россия планирует добыть нефть объемом от 547 до 551 млн тонн, а также продать нефти на мировой рынок общим объемом в 260 млн тонн.

Ведущий эксперт Фонда энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» отметил, что все это говорит о том, что на сегодня соглашение с ОПЕК влияет на Россию только позитивно. 

Объем добытой нефти в России в 2017 году будет выше, чем в 2016

«На текущий момент мы сокращаем нашу добычу от уровня октября 2016 года, из-за чего получается, что на 2017 году наш суммарный объем добычи нефти даже несколько вырастит. Поэтому Новак здесь исходит именно из этого фактора, когда прогнозирует увеличение в России суммарного экспорта нефти на промежутке ближайших двух лет», - констатирует Юшков.

В результате, как замечает Игорь Валерьевич, несмотря на действие соглашения с ОПЕК в 2017 году, мы будет находиться на уровне добычи близком к нашему историческому рекорду.

Дело в том, что, когда из-за событий на мировом финансовом рынке начали резко падать цены на нефть, главные мировые производители все равно начали наращивать свою добычу, из-за чего Россия в 2015 и 2016 годах побила свои исторические максимумы объемов добытой нефти.

«Наши показатели в 2017 году будут ниже этого рекорда, поэтому определенная хитрость здесь у нас присутствует – мы вроде как формально сокращаемся, но в годовом выражении, наоборот, растем, причем сам процесс сокращения добычи нефти в России там происходит за счет старых месторождений, которые истощаются, и где нефтяная добыча идет на спад сама по себе по естественным причинам без всякого соглашения России и ОПЕК», - резюмирует Юшков

Россия сократила свои вложения в перспективные проекты

Кроме того, как утверждает эксперт, в рамках выполнения этого соглашения с ОПЕК Россия сейчас приостановила вложения средств в свои долгосрочные проекты по добыче нефти.

«За счет истощения старых месторождения и общего уменьшения инвестиций в нефтегазовую сферу мы сейчас и сокращаем нашу добычу, хотя за последний год «движение» в нашей стране возобновилось – «Лукойл» начинает свое строительство в акватории Каспийского моря, а тот же «Новатэк» сумел дать старт нескольким своим новым проектам», - заключает Юшков.

Таким образом, можно сделать вывод, что, несмотря на пролонгацию соглашения между Россией и ОПЕК по сокращению добычи нефти, наша нефтегазовая отрасль развивается нормально, разве что мы сегодня не открываем разработку новых нефтяных провинций, как это планировалось сделать до падения цен на нефть и введения западного санкционного режима. 

«Поэтому главный риск этого соглашения между Россией и ОПЕК не какая-то там упущенная выгода, а как оно скажется на наших перспективных нефтяных проектах», - констатирует Юшков.

России нужна стабильность мировых цен на нефть

Впрочем, если в будущем цены на нефть продолжат оставаться на стабильном уровне, то это соглашение между Россией ОПЕК однозначно пойдет нашей стране в плюс.

«Ведь здесь цель заключается даже не в каком-то очень высоком уровне цен, а в том, чтобы они не менялись очень быстро в краткосрочной и среднесрочной перспективах. Поэтому, когда сейчас цены на нефть колеблются в диапазоне 48-55 долларов за один баррель – это для рынка очень хорошо, а вот когда нефть со 100 долларов падала до 28, затем росла до 50 и снова падала до 35 – это для мирового рынка имеет негативные последствия», - констатирует Юшков.

Текущий диапазон позволяет нефтяным компаниям разрабатывать долгосрочные планы, брать кредиты на развитие, в том числе и западные, и начать реализовывать новые месторождения, поэтому это соглашение между Россией и ОПЕК на сегодня соответствует российским интересам.

При этом, здесь возникает вопрос, а что для российского нефтегазового сектора оптимальней – актуальные цены на нефть или сохранение российского присутствия на мировом рынке. 

Не секрет, что «Газпром» в качестве свой стратегии на газовом рынке Европы в условиях низких цен на энергоносители, взял тренд на увеличение своей доли в европейском потреблении.

«Государству, конечно, важней цена, поскольку, чем выше цена на мировом рынке, тем больше нефтяные компании перечисляют в бюджет экспортной пошлины и НДПИ, т.е. налога на добычу полезных ископаемых. Для компаний мировые цены на нефть также очень важны, но главное для них – это удержание своей доли на мировом рынке нефти», - заключает Юшков.

В этом вопросе необходимо искать определенный баланс, следствием чего и являются последние решения российского правительства по налогам, а также проведение налогового маневра.

«Россия хочет сохранить высокие цены на нефть, а также свой уровень добычи этого ресурса, поэтому нам и приходится лавировать между этими условиями», - резюмирует Юшков.

Автор: Дмитрий Сикорский 

Источник: Экономика сегодня, 02.06.2017


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики