Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Альтернативная энергетика

Альтернативная энергетика

Разговоры о том, что во всем мире, в том числе и в России, истощаются традиционные источники энергии – нефть и газ, давно перестали быть темой домыслов и кухонных (фейсбучных) споров.

Разведка в России уходит все дальше на восток и север, на гораздо более труднодоступные территории. Информация об огромных запасах нефти на дагестанском шельфе Каспия не подтвердилась, и неизвестно, кто возьмется за масштабную дорогостоящую разведку в нашем дотационном регионе, занимающем во многих рейтингах отнюдь не лидирующее положение. В нашей стране, к большому сожалению, не все это понимают. Далеко не все.

Альтернативная энергетика в России

Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации, ответственный в правительстве за развитие возобновляемой энергетики, Аркадий Дворкович на деловом завтраке Сбербанка в рамках прошлогоднего Петербургского международного экономического форума заявил, что в России сложился разумный энергобаланс, и страна не будет гнаться за дорогими возобновляемыми источниками энергии (ВИЭ): «Сегодня инвестиции в возобновляемые источники на два порядка выше, чем были несколько лет назад. Но пока они не дают отдачи на инвестиции. А за экономический эффект полностью платит потребитель. Эта тема сейчас очень дорогая, бесконечно дорогая».

В качестве примера он привел Германию. Несмотря на лидерство в области ВИЭ, в Германии самая дорогая электроэнергия в Европе. По мнению Дворковича, Германия вкладывает в разработку альтернативных источников огромные средства, однако отказ от нефти привел к дисбалансу в энергетике: ее доля замещена углем – самым «грязным» видом топлива, хотя в то же время активно используется ВИЭ.

Дворкович также сообщил, что в России энергобаланс не будет меняться резко. Доля разумной электроэнергетики растет постепенно, со временем дойдет с 0,5% до 3–4, может, 5%: «Россия пошла по другому пути. Мы не хотим, чтобы наши потребители платили высокую цену за возобновляемую энергию. Мы просто ждем, когда технологии станут более дешевыми. Кто-то может сказать, что это технологически оставляет нас позади. Но это более рациональный подход».

Сергей Глазьев, советник Президента РФ по вопросам региональной экономической интеграции, не согласился с этой позицией: «Секрет технологического успеха заключается в том, чтобы найти точки роста в начальной фазе развития, в них вложить деньги и в долгосрочной перспективе получать прибыль. Вырвутся вперед те, кто вкладывается в инновации».

В свою очередь, председатель правления Сбербанка России Герман Греф заявил, что век нефти и газа заканчивается. «Теперь мы говорим о том, когда у нас этот монопродукт может закончиться. На мой взгляд, это примерно 2028–2032 гг., когда, по моему мнению – не факт, что я прав – по всем ощущениям, по всем трендам, которые мы видим сегодня, не будет повторения такого суперсырьевого цикла. Надо к этому готовиться». По мнению бывшего министра экономического развития России, выход из моноресурсного состояния экономики будет для страны болезненным, но власти хорошо представляют себе ситуацию. По меркам макроэкономики времени остается совсем не много, чтобы диверсифицировать экономику.

Ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков заявил, что при цене на нефть в $ 50 запасов нефти в России хватит на 22 года: «Но если цена вырастет до $ 100, то их уже хватит на более долгий срок. Второе – цены на нефть. Какими они будут, сегодня не берется прогнозировать никто. И значительный рост цен никто не исключает». Аналитик отказывает России в перспективах развития альтернативной энергетики и заявляет, что углеводороды служат драйвером экономики. «Нефтегазовые богатства страны надо считать не проклятием, а конкурентным преимуществом», – уверен эксперт.

Если доказанных запасов России, по данным Минприроды, хватит на 28 лет, то открытых, но требующих подтверждения – на 57 лет. Большая часть из них – трудно извлекаемые ресурсы. В их освоении главная проблема. Политика санкций против России показала, как нас могут моментально отрезать от рынка нефтегазового сервиса. Необходимо развивать собственные технологии и строить стратегию с оглядкой на автономность.

Горючие сланцы

Геологи определяют горючие сланцы как глинистые, песчанистые и известковистые осадочные породы с большим содержанием органических веществ, что роднит их с нефтью. Горючие сланцы имеют чаще всего тонкослойное строение. При нагреве сланцев без доступа воздуха образуется сланцевое масло – смола, которая близка по составу к нефтяным углеводородам и может считаться сланцевой нефтью.

По оценкам специалистов общие запасы горючих сланцев в мире составляют порядка 650 трлн тонн. Из них можно получить до 26 трлн т сланцевой нефти, что на порядок больше, чем запасы традиционной нефти. При нынешнем уровне потребления этих энергоресурсов с лихвой хватит на 300 лет непрерывной добычи.

Добыча сланцевой нефти проводится двумя основными способами: обычным шахтным с последующей перегонкой на специальных установках-реакторах, где сланцы подвергают пиролизу без доступа воздуха, в результате чего из породы выделяется сланцевая смола (этот метод (ex-situ process) является весьма затратным), и другой способ добычи – когда нагревание производится непосредственно под землей (in-site process).

Развитие добычи горючих сланцев с их последующей переработкой в значительной степени сдерживается проблемой утилизации большого количества углекислого газа, выделяющегося в процессе извлечения из него сланцевой смолы и попадающего в атмосферу, что грозит масштабными экологическими катастрофами.

Кроме керогеновой нефти, горючие сланцы содержат легкую нефть и газ, которые могут быть добыты с помощью многостадийного гидроразрыва пласта и наклонно-направленного бурения с протяженными горизонтальными участками. Такого рода добыча существенно сложнее и дороже добычи традиционной нефти вне зависимости от прогресса технологий. Поэтому себестоимость сланцевой нефти, так или иначе, будет заметно выше традиционной. По оценкам самих добывающих компаний, добыча сланцевой нефти рентабельна при минимальном уровне цен на нефть в 50–60 долл. за баррель.

При добыче сланцевой нефти непосредственно из пласта быстро падает дебит пробуренных скважин – до 80% через 400 дней после начала эксплуатации скважины. Для компенсации такого резкого падения и выравнивания профиля добычи скважины на сланцевых месторождениях вводят поэтапно. 

Сланцевая революция в США 

Первая коммерческая добыча газа из сланцевого месторождения была осуществлена в 1821 году на месторождении Fredonia (New York). Промышленная добыча сланцевого газа в США была запущена в начале 2000-х годов. Газовые отложения в сланце сконцентрированы в газовых коллекторах, которые рассредоточены по сланцевому пласту. Высокая себестоимость добытого газа была связана с тем, что бурились многочисленные вертикальные скважины, проводился гидроразрыв пласта и откачивался газ. В 2002 году началось промышленное горизонтальное бурение, что значительно сократило себестоимость добытого газа и привело к так называемой сланцевой революции.

У добычи сланцевого газа есть преимущества в том случае, если она осуществляется вблизи мест потребления и при этом инфраструктура и плотность населения в районах добычи позволяют проводить бурение большого числа скважин. Такой газ действительно получается очень дешевым. Но стоит учитывать, что для сохранения уровня добычи надо постоянно бурить новые скважины; для транспортировки газа нужна отдельная трубопроводная сеть, так как сланцевый газ содержит много примесей и его нецелесообразно смешивать с природным газом; для экспорта сланцевого газа нужны мощности по его сжижению.

Из-за падения стоимости нефти и газа многие компании США находятся в весьма затруднительном состоянии и испытывают громадные финансовые трудности. Например, акции компании архитектора американского сланцевого бума Гарольда Хэмма Continental Resources упали на 30%.  Но это не ведет к окончанию «сланцевой революции». Стоимость добычи сланцевого газа снижается для внутренних потребителей, стимулируя рост экономики. Ожидается создание более 500 тысяч постоянных и около 1,2 млн временных рабочих мест в сфере добычи и переработки сланцевого газа. Крупнейшая энергетическая корпорация США Exxon Mobil, выкупившая за 35 млрд долларов компанию XTO Energy, добывающую сланцевый газ, тоже несет убытки. Однако компания имеет стратегию по разработке сланцевых пород на ближайшие 25–30 лет. Сланцевый газ постепенно завоевывает место на мировом рынке. По прогнозам Международного энергетического агентства, ожидается, что с 8 процентов в 2012 году доля сланцевого газа в структуре мирового потребления газа к 2035 году составит 35 процентов.  

Добыча сланцевого газа приводит к многочисленным проблемам, связанным с загрязнением воды, в связи с чем многие страны запретили применение гидроразрыва пластов, требующего крупных запасов воды, песка и химикатов. Вблизи месторождений скапливаются значительные объемы отработанной загрязненной воды, которая, как правило, не утилизируется с соблюдением экологических норм. Грунтовые воды загрязняются толуолом, бензолом, диметилбензолом, этилбензолом, мышьяком и др. Экологический фактор вызвал запрет на добычу сланцевого газа во Франции, в Германии, Чехии, Болгарии.

Горючие сланцы в России

Добыча и переработка горючих сланцев началась на территории сегодняшней России еще в 1918 г. с принятием постановления Совнаркома о добыче и переработке горючих сланцев. Были организованы систематическое изучение, разведка запасов и их промышленная разработка. В 1927 г. по прогнозу Н. Ф. Погребова было открыто крупнейшее месторождение горючих сланцев в Ленинградской области. В 1960–1990 гг. активно разрабатывались месторождения в Эстонской ССР, Ленинградской области, Поволжье.

В Дагестане имеется три месторождения горючих сланцев. Гунибское находится вблизи с. Гуниб – на правом берегу р. Каракойсу, Карадагское – в 2,0 км юго-западнее с. Карадага. Эти месторождения представляют собой линзообразные удлиненные залежи толщиной от 0,4 до 4,0 м, вытянутые с северо-запада на юго-восток. Карадагское месторождение эксплуатировалось. В годы Кавказской войны до конца XIX века было добыто 53 тыс. пудов горючих сланцев, которые использовались как топливо. В бассейне р. Казикумухское Койсу находится Курклийское месторождение, представленное двумя слоями горючих сланцев суммарной толщиной 0,4 м.

С 2008 года в России обсуждается тема использования имеющегося в России газосланцевого потенциала. Россия обладает огромными запасами сланцев, основная часть которых сосредоточена в пластах Баженовской свиты в Западной Сибири. Извлекаемые ресурсы оцениваются в 22 млрд баррелей нефти, что составляет почти половину ресурсов сланцевой нефти США. Вдоль западного склона Урала расположены два горизонта сланцев, частично выходящие на поверхность. В Якутии от Алдана до побережья Северного Ледовитого океана протянулся пласт сланцев, более удобных для разведки и добычи. Месторождения в Иркутской области и в Кузбассе (Барзасские сланцы) были открыты еще в тридцатые годы прошлого столетия.

Первым проектом добычи сланцевой нефти в Западной Сибири стало освоение Баженовской свиты Верхне-Салымского нефтяного месторождения, расположенного в Ханты-Мансийском автономном округе – Югра (ХМАО). Этот проект ведет Sаlym Petroleum Development (SPD) – совместное предприятие «Газпром нефти» и британо-голландского концерна Shell. Второй проект по добыче сланцевой нефти «Газпром нефть» реализует на Бажено-Абалакском месторождении, для чего компания пробурила 25 разведочных и 10 эксплуатационных скважин.

В планах российских компаний было технологическое сотрудничество с предприятиями Запада, например, «Газпром нефть» и Schlumberger в феврале 2014 года подписали дополнение к действующему между ними с 2011 года рамочному соглашению о технологическом сотрудничестве. Schlumberger должно было представить российскому партнеру технологические решения в области разработки нетрадиционных ресурсов, подкрепленные опытом международных экспертов этой компании.

Однако события 2014 года и санкции Запада исключили возможность использования технологий зарубежных фирм. Это, с одной стороны, резко сузило перспективы «сланцевой революции» в России, а с другой – вынуждает российские компании разрабатывать собственные технологии.

Российская Федерация должна быть готова переключиться на альтернативные источники энергии, когда начнут иссякать месторождения нефти и газа. Поэтому в свете принятой в мае 2017 года «Стратегии экономической безопасности Российской Федерации» необходима разработка Федеральной программы «Горючие сланцы России». Эта программа будет предусматривать разведку сланцевых месторождений, разработку собственных технологий добычи сланцевой нефти и сланцевого газа, соответствующие налоговые льготы.

Авторы:  М. Г. Алишаев, С. А. Ниналалов 

Источник: Московский комсомолец. Дагестан, 07.06.2017 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса
Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.
Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики