Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > За и против нефтяной приватизации

За и против нефтяной приватизации

Аналитик Александр Пасечник о том, нужно ли России продавать сырьевые компании

В день открытия XXI Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ) на одной из панельных дискуссий был актуализирован вопрос перспектив приватизации нефтяного сектора России. «Нефтяной сектор России должен быть полностью приватизирован в ближайшие 7–8 лет, он способен справляться с проблемами в отрасли без участия государства» — такое мнение высказал бывший министр финансов РФ Алексей Кудрин, ныне возглавляющий Центр стратегических разработок (ЦСР). 

Эта идея в общем-то не новая, но тем не менее в политических и экспертных кругах началось довольно бодрое обсуждение перспективности предложения Кудрина и оценок целесообразности инициативы. 

Последовали многочисленные комментарии от властей, причем главу ЦСР как поддержали, так и раскритиковали. 

К примеру, первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов отметил, что «российские нефтегазовые компании, в том числе «Газпром» и «Роснефть», могут быть приватизированы в ближайшие 7–10 лет. Шувалов считает, что приватизация нефтегазовых госкомпаний является вполне логичным и крайне существенным шагом власти.

А вот председатель совета директоров «Роснефти», помощник президента Андрей Белоусов не поддержал Алексея Кудрина, подчеркнув, что его отношение к идее тотальной приватизации нефтяных активов «остро отрицательное». Схожая позиция здесь и у главы Минэкономразвития Максима Орешкина — он считает, что госраспродажа нефтянки «может ухудшить ситуацию на рынке».

В свою очередь, пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков был, пожалуй, нейтрален в оценке — он заявил журналистам, что у правительства нет планов по приватизации нефтяного сектора, отметив, что экспертная точка зрения Алексея Кудрина на сей счет известна, но есть и другие мнения. 

Поле для жаркой полемики, если пристальнее посмотреть на проблему, конечно, есть.

Так, чудная мантра о преобладающей эффективности частного управления над государственным, которой придерживается глава ЦСР, на поверку оказывается весьма спорной. Стоит всего лишь пристальнее посмотреть отчетность ведущих российских нефтеконцернов и сравнить их удельные затраты на добычу.

Весьма чувствительным при форсировании процесса приватизации нефтянки может стать и момент с фискальными сборами с отрасли, ведь финансы частников станет невозможно плотно контролировать, а они, безусловно, будут оптимизировать налоги. Как итог, есть высокий риск снижения поступлений в федеральную казну.   

Не подготовлена сейчас и правовая база: скажем, у частных игроков, как известно, нет доступа к шельфу Арктики, и, предположим, случись приватизация «Роснефти» и «Газпрома», по логике, теперь уже частным холдингам будет необходимо сдавать лицензии государству. Поэтому властям для начала предстоит глубоко проработать этот аспект на законодательном уровне — с отменой действия ограничительных норм по отношению к морским углеводородным провинциям Заполярья. Хотя вопрос о либерализации правил доступа к арктическому шельфу звучит долгие годы, принципиально ничего не меняется: монополия по-прежнему у двух госконценов — «Газпрома» и «Роснефти». Так что непреодолимость этого этапа, по сути, автоматически отменяет затею с масштабной приватизацией нефтесектора. Через ступень здесь не прыгнуть.

Неясен и круг потенциальных покупателей госнефтехолдингов, так как внутри страны нет достаточных свободных капиталов. Еще крупному частному бизнесу под сделки с государством нужны высокие правовые гарантии защиты собственности, уровень которых, по их мнению, пока недостаточный. 

А насчет допуска возможных внешних инвесторов (коих, кстати, не так и много, прежде всего из-за сохранения режима антироссийских санкций), то здесь и вовсе оголяется вопрос стратегической уязвимости государства. Ведь Кудрин заявил именно о «полной приватизации», что в итоге может сулить нефтяному сектору даже сценарий потери национального статуса — правда, только в том случае, если все контрольные пакеты госхолдингов начнут скупаться иностранными интересантами. Это ключевой момент, чтобы не допускать трансформации в отрасли.

Пожалуй, для убедительности предостережений от ненужной здесь поспешности уместен кейс о легендарной реформе электроэнергетической отрасли страны, инициатором которой был Анатолий Чубайс. Она продолжалась примерно 7 лет и завершилась 1 июля 2008 года (дата, когда РАО «ЕЭС России» официально прекратило свое существование), но за время подготовки к структурной трансформации кластера так и не было разработано последовательной и эффективной стратегии по дроблению РАО и потребитель не получил главного обещанного от реформаторов — усиления конкуренции и снижения тарифа. Причем особенно важно подчеркнуть, что в реформе ЕЭС значимой составляющей была  как раз приватизация. Чем не показательный пример?

Вывод логичен: не только на среднесрочном, но и на долгосрочном горизонте государственным регуляторам предпочтительнее в нефтегазовой отрасли сохранять уже сложившийся баланс форм собственности.

Автор: Александр Пасечник, руководитель аналитического управления ФНЭБ

Опубликовано: Известия, 09.06.2017


Аналитическая серия «ТЭК России»:

Санкции в отношении российского нефтегаза: кольцо сжимается
Американский сланец: жизнь в эпоху Трампа
Новый американский президент четко обозначил свои приоритеты в области энергетики, назвав ВИЭ пустой тратой денег и открыто сделав ставку на углеводороды. Это отличная новость для американских сланцевых компаний, как и существенный рост нефтяных цен на мировом рынке в 2017 и особенно в начале 2018 годов. Всем интересно, сколько нефти США на самом деле способны добывать. А ведь есть еще тема сланцевого газа. Соединенные Штаты слишком агрессивно рекламируют резкий рост производства СПГ, что невозможно без существенного увеличения добычи газа – опять же сланцевого.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2017 году и перспективы 2018 года
«Газпром» на внутреннем и внешнем рынках газа: как поделить газовый «пирог»
Положение «Газпрома» весьма противоречиво. С одной стороны, после нескольких лет сокращения добычи из-за обострения конкуренции на внутреннем рынке и негативных тенденций на рынках внешних «Газпром» вновь наращивает производство газа. И ставит рекорд за рекордом на европейском рынке, покрывая дополнительный спрос. Атаки независимых производителей, требующих реформирования отрасли или хотя бы их допуска к трубопроводному экспорту, были в очередной раз отбиты. Компания получила некоторую передышку. С другой стороны, политическое сопротивление «Газпрому» в Европе только усиливается. Разворачивается финальная схватка за позиции на европейском рынке в будущем. Оппоненты бросают все силы на то, чтобы остановить или затормозить строительство «Северного потока - 2». Да и внутренние производители газа сдаваться не намерены. Кроме того, серьезно ухудшилось финансовое положение «Газпрома».
Российский нефтегаз в 2025 году: картина будущего
Все мы хотим знать, что ждет нефтегазовую промышленность в ближайшие годы. Известны два основных подхода к будущему, в том числе и будущему нефтегазовой промышленности. Первый – попытаться понять, что же ждет отрасль впереди исходя из текущих трендов. Второй - заняться конструированием этого самого будущего. Начертать план, которому нужно следовать, чтобы избежать проблем и минимизировать риски. Новый доклад ФНЭБ позволит понять, у каких развилок стоит отрасль и по какому пути нефтегазовую промышленность пытаются провести.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики