Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Вмешательство Еврокомиссии в дела «Газпрома» противоречит интересам самой Европы

Вмешательство Еврокомиссии в дела «Газпрома» противоречит интересам самой Европы

Министр энергетики РФ Александр Новак выразил сожаление по поводу политики вмешательства в дела частных компаний, которую сегодня исповедует Еврокомиссия по газовым вопросам.

Новак отметил вред политики Еврокомиссии

По мнению министра, подобная политика Еврокомиссии существенно вредит делу, учитывая тот факт, что это вмешательство проводится без четких и определенных правовых критериев.

Кроме того, эту политику Еврокомиссии дополняют те односторонние санкции, которые вводят в отношении энергокомпаний отдельные государства Евросоюза. Эти финансовые и секторальные ограничения, которые применяются к поставщикам энергоресурсов в Европу, также сдерживают развитие энергетического рынка и являются нарушением международно-правовых норм.

Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Станислав Митрахович в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» отметил, что Еврокомиссия на протяжении почти десяти лет действительно проводит политику, направленную против интересов России и «Газпрома». 

«Наиболее ярким примером здесь является газопровод «Северный поток-1» и его ответвление в Евросоюзе в лице газопровода OPAL, который благодаря «требованиям» третьего энергопакета разрешили заполнить только на половину проектной мощности. В случае, если бы OPAL работал на полную мощность, «Газпром» с его помощью мог бы прокачивать по «Северному потоку-1» газа намного больше, чем это было долгие годы в реальности», - констатирует Митрахович.

Еврокомиссия и национальные государства преследуют разные цели

Поэтому политика в этом вопросе довлеет над экономикой, ведь с точки зрения целесообразности европейцам выгоднее, чтобы «Северный поток-1» был загружен на сто процентов, но благодаря антироссийскому тренду в Евросоюзе Брюссель ввел эти антиправовые ограничения.

«Все это напрямую накладывается и на перспективы «Северного поток-2», поскольку очевидно, что без согласия европейских властей он реализован быть не может. В результате, на текущий момент Германия, как европейское государство, занимает позитивную позицию по «Северному потоку-2», а главный немецкий газовый регулятор выдал разрешение на реализацию этого проекта. Кроме того, были проведены аукционы на мощности, которые будут использоваться в Евросоюзе в рамках этого перспективного проекта», - резюмирует Митрахович.

Эти аукционы касаются еще непостроенных мощностей газопровода EUGAL, который станет для «Северного потока-2» таким же продолжением, как OPAL для первого проекта. 

«Поэтому в Германии здесь пока нормальная ситуация, несмотря на то, что канцлер этой страны Ангела Меркель выступает за продолжение санкционной политики против России, но в рамках Еврокомиссии дела обстоят иначе, причем этот европейский квазиправительственный орган не скрывает, что желает вставить «Северному потоку-2» палки в колеса и заморозить этот проект или как-то существенно изменить его в свою пользу», - заключает Митрахович.

В Европе решается, кто главнее – Брюссель или национальные государства

В силу этого и возникает тренд политики Еврокомиссии, направленный на то, чтобы трактовать европейские законы так, чтобы это шло во вред российским газовым проектам.

«Это делается для того, чтобы оказать давление даже на те европейские государства, которые позитивно смотрят на этот российский проект. Для этого органы Еврокомиссии пытаются так интерпретировать европейские нормы, чтобы распространить их действие даже на морские участки газопровода, которые имеют экстерриториальный характер. Это нужно для того, чтобы исправить решения стран, уже давших разрешение на этот проект», - констатирует Митрахович.

Здесь вообще ставится очень серьезный вопрос, а как будет развиваться право Европейского союза – будут ли дальше подобные вопросы зависеть от воли национальных государств, или их решение полностью отдадут на откуп европейским властям и, в частности, Еврокомиссии. 

«Собственно, эта дискуссия по поводу «Северного потока-2» покажет нам, чье слово в рамках Евросоюза будет иметь первостепенное значение – позиция таких ведущих государств, как Германия, или точка зрения общеевропейских органов», - резюмирует Митрахович.

В целом, как считает эксперт, озвученную Новаком позицию можно интерпретировать, как свидетельство того, что Россия готова договариваться с Европой по этому вопросу.

«Россия готова вести переговоры, как с Еврокомиссией, так и с отдельными странами и газовыми компаниями по условиям экспорта российского газа в Евросоюз», - заключает Митрахович.

Еврокомиссия хочет договориться с Россией напрямую

В этом плане интересной выглядит недавняя ремарка Еврокомиссара по энергетике Мигеля Ариаса Каньете о том, что Еврокомиссия хочет вести переговоры с Россией по достижению некого специального режима по газу, которое будет отвечать принципам энергетического законодательства Евросоюза, что позволит ему сохранить внутренний энергетический рынок. 

Пока Каньете не озвучил, что он имел в виду, но, скорее всего, здесь идет речь о достижении единой цены российского газа для всех стран Евросоюза – напомним, «Газпром» проводит политику варьирования цен на газ, в результате чего для некоторых государств он дешевле, чем для других. В частности, Германия, как главный европейский импортер российского газа закупает его по меньшей цене, чем соседняя Польша или государства Прибалтики.

«Каньете здесь также хочет, чтобы общеевропейское право распространялось на все российские энергетические проекты с государствами Евросоюза. В этом плане, опять же, крайне характерен «Северный поток-2», который не подпадает под европейское законодательство по той причине, что разрешение на строительство этого проекта в своей исключительной морской зоне выдали Швеция и Германия, а не Брюссель и Еврокомиссия», - констатирует Митрахович.

В итоге европейские власти хотят изменить и этот порядок, чтобы взять под свой контроль решение абсолютно всех вопросов по энергетике внутри объединенной Европы.

Автор: Дмитрий Сикорский
 
Источник: Экономика сегодня, 11.06.2017

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Санкции в отношении российского нефтегаза: кольцо сжимается
Американский сланец: жизнь в эпоху Трампа
Новый американский президент четко обозначил свои приоритеты в области энергетики, назвав ВИЭ пустой тратой денег и открыто сделав ставку на углеводороды. Это отличная новость для американских сланцевых компаний, как и существенный рост нефтяных цен на мировом рынке в 2017 и особенно в начале 2018 годов. Всем интересно, сколько нефти США на самом деле способны добывать. А ведь есть еще тема сланцевого газа. Соединенные Штаты слишком агрессивно рекламируют резкий рост производства СПГ, что невозможно без существенного увеличения добычи газа – опять же сланцевого.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2017 году и перспективы 2018 года
«Газпром» на внутреннем и внешнем рынках газа: как поделить газовый «пирог»
Положение «Газпрома» весьма противоречиво. С одной стороны, после нескольких лет сокращения добычи из-за обострения конкуренции на внутреннем рынке и негативных тенденций на рынках внешних «Газпром» вновь наращивает производство газа. И ставит рекорд за рекордом на европейском рынке, покрывая дополнительный спрос. Атаки независимых производителей, требующих реформирования отрасли или хотя бы их допуска к трубопроводному экспорту, были в очередной раз отбиты. Компания получила некоторую передышку. С другой стороны, политическое сопротивление «Газпрому» в Европе только усиливается. Разворачивается финальная схватка за позиции на европейском рынке в будущем. Оппоненты бросают все силы на то, чтобы остановить или затормозить строительство «Северного потока - 2». Да и внутренние производители газа сдаваться не намерены. Кроме того, серьезно ухудшилось финансовое положение «Газпрома».
Российский нефтегаз в 2025 году: картина будущего
Все мы хотим знать, что ждет нефтегазовую промышленность в ближайшие годы. Известны два основных подхода к будущему, в том числе и будущему нефтегазовой промышленности. Первый – попытаться понять, что же ждет отрасль впереди исходя из текущих трендов. Второй - заняться конструированием этого самого будущего. Начертать план, которому нужно следовать, чтобы избежать проблем и минимизировать риски. Новый доклад ФНЭБ позволит понять, у каких развилок стоит отрасль и по какому пути нефтегазовую промышленность пытаются провести.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики