Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Белоруссия намерена отказаться платить долларами за российский газ

Белоруссия намерена отказаться платить долларами за российский газ

Белоруссия пытается ускорить подписание документа о формировании общего рынка газа с Россией, чтобы быстрее начать приобретать газ по внутрироссийской цене, а также уйти от долларовых расчетов при его оплате, объясняет преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков.

Общий рынок газа 

Посол России в Белоруссии Александр Суриков заявил, что при условии согласования позиций Минск и Москва могут подписать документ о ключевых принципах формирования общего рынка газа уже до конца текущего года. Как отметил дипломат, над документом сейчас работает совместная энергетическая белорусско-российская группа.

«Белоруссия хочет ускорить создание единого рынка газа с Россией. Основным параметром в готовящемся документе должно стать единое ценообразование, привязка к внутрироссийской цене. При этом под «привязкой» Минск предполагает не рост цен на газ, а их снижение до уровня Смоленской области, например.

Они хотят, чтобы газ им обходился дешевле, чем сейчас. Вместо нынешних 140-130 долларов за тысячу кубометров Минск хочет платить 70-80 долларов.  Все остальные пункты договренностей остаются номинальными техническими моментами – кто определяет тарифы, будет перекрестное субсидирование или нет и так далее. Еще одним важным моментом является уход от долларовых расчетов при оплате», - комментирует ФБА «Экономика сегодня» эксперт.

Изначально единый рынок газа в Евразийском экономическом союзе планировалось создать к 2025 году. Но месяцем ранее премьер-министр Белоруссии Андрей Кобяков заявил об ускорении формировании единого рынка газа, из-за высокой зависимости рынка электроэнергии от рынка газа. 

Нефтегазовые уступки

«Не исключено, что общий рынок газа действительно появится раньше. Минск постоянно пытается ускорить переход на него, хотя свой реальный шанс они упустили в августе 2016 года, когда мы им предлагали привязать цены на газ к внутрироссийской цене с небольшими коэффициентами на переходный период. Единственное условие заключалось в том, чтобы они выплатили нам долг, но белорусская сторона отказалась.

Сейчас они долг выплатили, но цены внутрироссийские не получили. В то же время и других привилегий сохраняется достаточно. Например, они оставляют в своем бюджете экспортную пошлину от 6 млн тонн нашей нефти. Видимо, они хотят и пошлину оставить, и цены низкие на газ получить. План заключается в том, чтобы как можно быстрее согласовать и принять все документы, после чего, не дожидаясь обозначенных ранее сроков, закупать у нас газ по новой цене», - продолжает наш собеседник.

После согласования документов между Минском и Москвой их предложат рассмотреть и подписать и другим партнерам по ЕАЭС. Если их не устроит такой подход, то единый рынок газа будет создаваться на двусторонней основе.

«Все нефтегазовые уступки белорусам имеют политическую подоплеку. Мы считаем, что предоставляя экономические блага, можем рассчитывать на политическую лояльность, но практика показывает обратное – Крым они не признали, аналогичная ситуация наблюдается с Абхазией и Южной Осетией», - резюмирует Игорь Юшков.

Автор: Андрей Петров 

Источник: Экономика сегодня, 10.06.2017


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Энергетический переход и «зеленая повестка» в России: мода или суровая реальность?
Авария на «Дружбе»: основные последствия
Авария на нефтепроводе «Дружба» стала главным «хитом» 2019 года в российской нефтянке. Прошел уже год, а внятного ответа на вопрос, что же произошло, так и не получено. А ведь под удар была поставлена репутация России как надежного поставщика нефти. Нефть с хлорорганикой попала в Белоруссию, в Венгрию, Польшу, Германию, Украину, другие страны. Авария привела к грандиозному международному скандалу. И это в тот момент, когда стало очевидным нарастание конкуренции на мировом рынке.
Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики