Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Иран спасает Катар от нехватки продовольствия

Иран спасает Катар от нехватки продовольствия

Тегеран направил четыре самолета в страну, в которую поставки продуктов практически блокированы. Это может оказаться признаком изменения баланса сил в регионе Персидского залива

Иран направил в Катар четыре самолета с продовольствием. Как заявлено, чтобы не допустить дефицита в стране, которая оказалась в изоляции после решения ряда арабских соседей наказать руководство за поддержку терроризма. Это совсем немного — всего сто тонн продовольствия. Но речь идет о скоропортящихся продуктах. Другие Иран уже якобы начал доставлять по морю. Почему эти первые четыре самолета могут оказаться признаком изменения баланса сил в регионе Персидского залива?

Несмотря на то, что катарский кризис тянется уже неделю, он практически не сказывается на курсах нефти и газа. Причин, по мнению аналитиков, несколько. Это и рост запасов, и снижение стоимости добычи сланцевых углеводородов в США. 

Александр Пасечник, руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности: «Никаких проблем в Ормузском проливе нет, но если такая история начнется, то, конечно, в долгосрочной перспективе это может случиться. На газовую сферу это может влиять. Уже были сведения, что нет дозаправки метановозов в тех портах, где катарские суда заправлялись газом. Сейчас надо переориентироваться: логистические цепочки в Малайзию, торможение поставок, пока все отладится, динамика запасов, рост экспорта газа из Америки. Вот эта перманентность процесса усмирила биржи. Все в рамках танцев вокруг 50 долларов за марку Брент».

После того как Катар был фактически блокирован с суши и поставки продовольствия были прерваны — а 2,5-миллионный Катар импортирует порядка 90% продовольствия — в супермаркетах государства фактически началась паника, и полки опустели. Восполнить нехватку вызвался Иран. Стоит заметить, что именно слишком тесные отношения с этой страной, а вовсе не предполагаемое финансирование «Братьев мусульман» и других группировок стало, похоже, главным раздражающим фактором для Саудовской Аравии и Бахрейна. И если кризис продлится, его влияние будет нарастать, считает профессор Института стран Азии и Африки МГУ Владимир Исаев.

Владимир Исаев, профессор кафедры международных экономических отношений Института стран Азии и Африки МГУ им. Ломоносова: «Иран сейчас занимает осторожную позицию, но, представьте себе, если туда направятся иранские торговые суда, и пусть их попробует остановить та же Саудовская Аравия, это уже близко к войне между Ираном и Саудовской Аравией, чего, естественно, весь мир не хочет. Долгосрочная перспектива здесь очень туманна, потому что сейчас США в крайне невыгодной ситуации оказались: центральное командование, которое контролирует все вооруженные силы США в этом регионе, находятся в Катаре, и самая крупная военно-морская база США тоже находится в Катаре».

Стоит отметить, что Турция, которая, несмотря на все конфликты, по-прежнему остается союзником США по НАТО, на днях решила значительно увеличить свой контингент на территории Катара. Если предположить, что граница с Саудовской Аравией останется закрытой надолго, безопасность страны будет гарантировать присутствие на его территории американских и турецких военных, а торговые отношения и катарский импорт переориентируется на другую сторону залива, ведь до ближайшего иранского порта от Катара чуть больше сотни километров, то баланс сил в регионе может измениться коренным образом. 

Источник: BFM.RU, 12.06.2017


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2020 году и перспективы 2021 года
«Газпром»: жизнь после эпохи «больших строек»
«Газпром» близок к завершению главных газопроводных строек прошлого десятилетия. Запущены в эксплуатацию «Сила Сибири» и «Турецкий поток». «Северный поток-2» построен более чем на 90 % и должен быть завершен в ближайшие месяцы. Поступательно идет процесс разработки ресурсной базы на Ямале и в Восточной Сибири. В то же время конъюнктура на рынках газа – из-за второй теплой зимы в Европе подряд, опасений транзитного кризиса на Украине, пандемии COVID-19 и притока СПГ – вышла из-под контроля и достигла глубин, невиданных в последние 20 лет.
Налоговое регулирование нефтегазового комплекса: выбор приоритетов
Арктика: новый государственный приоритет
Арктика постепенно становится одной из основных экономических ставок. Арктика должна обеспечить загрузку Северного морского пути, создать спрос на продукцию российского машиностроения и новые рабочие места. При этом углеводороды, по сути, единственный реальный арктический сюжет. На первый план выходят не рентабельность и реальная окупаемость проектов, а их вклад в поддержание экономического роста государства. Поэтому и развивается «арктическая гигантомания».
Импортозамещение в нефтегазовой отрасли: мифы и реальность
Процесс импортозамещения был по-серьезному запущен после введения санкций 2014 года. Шесть лет – солидный срок, чтобы подвести предварительные итоги. С одной стороны, цифры не такие уж плохие – отрасль зависит от импорта уже меньше чем наполовину. С другой – это «средняя температура по больнице». И еще вопрос, что же считать именно российским оборудованием, с учетом активного использования иностранных комплектующих и особенно программного обеспечения. Видны примеры действительно успешного импортозамещения – но есть и не менее очевидные провалы.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики