Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Для сохранения транзита газа Украина должна выполнить два условия

Для сохранения транзита газа Украина должна выполнить два условия

Газотранспортная система Украины не является конкурентом проекту «Северный поток-2», но теоретически «Газпром» может оставить часть транзита на украинском направлении. Для этого Киеву необходимо выполнить два ключевых условия, считает руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник.

Новая схема "Нафтогаза"

Европейских покупателей российского газа «Нафтогаз Украины» призвал приобретать топливо на границе между Россией и Украиной. По словам главы компании Юрия Витренко, такой подход выглядит выгоднее нынешней схемы, когда газ из РФ передается покупателям на границе Украины и ЕС. 

«Украинской газотранспортной системе необходимо как-то выживать и действовать в формате снижения тарифов для «Газпрома».  Пока же мы видим другую историю – тарифы только растут. В преддверии очередного обсуждения «Северного потока-2», украинцы вновь напоминают о себе, работают на сохранение своего маршрута, пытаясь хоть в какой-то степени сохранить ее в рабочем состоянии.

Здесь необходимо выделить два ключевых условия. «Газпром» в целом не против того, чтобы часть объема российского газа шла через Украину, с точки зрения логистики это будет удобно. Но для этого необходимо установить приемлемый тариф, украинская сторона должна идти по пути снижения текущей ставки транзита.

И второй момент связан с крайней изношенностью ГТС Украины. По сути она представляет собой списанную систему, труба технически изношена и требует серьезных инвестиций. Для ее поддержания в рабочем состоянии нужны как минимум сотни миллионов долларов, а капитальные затраты на модернизацию могут превышать сумму в 5 млрд долларов. Такое состояние трубы грозит высокими рисками при прокачке», - комментирует ФБА «Экономика сегодня» эксперт.

"Северный поток-2" вне конкуренции

Глава «Нафтогаза» называет целесообразным проект «Северный поток-2» только для немецких компаний. В то время как другим европейским потребителям, среди которых Италия, Франция и Австрия, по мнению Витренко, будет выгоднее покупать российский газ на границе между Россией и Украиной.

«Говорить о новых точках сдачи и приема газа, рассуждать о его маржинальности и дешевизне – все это вторичные признаки на фоне запуска «Северного потока-2». Если, сравнивая проекты, провести аудит и рассматривать реальные расчеты, то мы получим совсем иную картину.

Предложения Киева крайне слабы в сравнении с российским проектом, и не являются аргументом для европейских потребителей, вынуждая их оставаться  в старом формате. Все здесь зависит от «Газпрома» - захочет ли он через Украину прокачивать газ или нет, сможет ли Киев создать условия для прокачки и убедить его в  необходимости своей трубы.

Сначала им нужно договариваться с «Газпромом», а потом уже что-то обещать европейским потребителям. Без российского газа украинская ГТС никому не нужна. А заявлять они могут все, что угодно, выдавая желаемое за действительное. Яркий тому пример – решение Стокгольмского арбитража, когда Киев преподносит разбирательства как свою победу за месяц до финальной резолюции», - резюмирует Александр Пасечник.

Автор: Андрей Петров 

Источник: Экономика сегодня, 13.06.2017


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Энергетический переход и «зеленая повестка» в России: мода или суровая реальность?
Авария на «Дружбе»: основные последствия
Авария на нефтепроводе «Дружба» стала главным «хитом» 2019 года в российской нефтянке. Прошел уже год, а внятного ответа на вопрос, что же произошло, так и не получено. А ведь под удар была поставлена репутация России как надежного поставщика нефти. Нефть с хлорорганикой попала в Белоруссию, в Венгрию, Польшу, Германию, Украину, другие страны. Авария привела к грандиозному международному скандалу. И это в тот момент, когда стало очевидным нарастание конкуренции на мировом рынке.
Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики