Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Для сохранения транзита газа Украина должна выполнить два условия

Для сохранения транзита газа Украина должна выполнить два условия

Газотранспортная система Украины не является конкурентом проекту «Северный поток-2», но теоретически «Газпром» может оставить часть транзита на украинском направлении. Для этого Киеву необходимо выполнить два ключевых условия, считает руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник.

Новая схема "Нафтогаза"

Европейских покупателей российского газа «Нафтогаз Украины» призвал приобретать топливо на границе между Россией и Украиной. По словам главы компании Юрия Витренко, такой подход выглядит выгоднее нынешней схемы, когда газ из РФ передается покупателям на границе Украины и ЕС. 

«Украинской газотранспортной системе необходимо как-то выживать и действовать в формате снижения тарифов для «Газпрома».  Пока же мы видим другую историю – тарифы только растут. В преддверии очередного обсуждения «Северного потока-2», украинцы вновь напоминают о себе, работают на сохранение своего маршрута, пытаясь хоть в какой-то степени сохранить ее в рабочем состоянии.

Здесь необходимо выделить два ключевых условия. «Газпром» в целом не против того, чтобы часть объема российского газа шла через Украину, с точки зрения логистики это будет удобно. Но для этого необходимо установить приемлемый тариф, украинская сторона должна идти по пути снижения текущей ставки транзита.

И второй момент связан с крайней изношенностью ГТС Украины. По сути она представляет собой списанную систему, труба технически изношена и требует серьезных инвестиций. Для ее поддержания в рабочем состоянии нужны как минимум сотни миллионов долларов, а капитальные затраты на модернизацию могут превышать сумму в 5 млрд долларов. Такое состояние трубы грозит высокими рисками при прокачке», - комментирует ФБА «Экономика сегодня» эксперт.

"Северный поток-2" вне конкуренции

Глава «Нафтогаза» называет целесообразным проект «Северный поток-2» только для немецких компаний. В то время как другим европейским потребителям, среди которых Италия, Франция и Австрия, по мнению Витренко, будет выгоднее покупать российский газ на границе между Россией и Украиной.

«Говорить о новых точках сдачи и приема газа, рассуждать о его маржинальности и дешевизне – все это вторичные признаки на фоне запуска «Северного потока-2». Если, сравнивая проекты, провести аудит и рассматривать реальные расчеты, то мы получим совсем иную картину.

Предложения Киева крайне слабы в сравнении с российским проектом, и не являются аргументом для европейских потребителей, вынуждая их оставаться  в старом формате. Все здесь зависит от «Газпрома» - захочет ли он через Украину прокачивать газ или нет, сможет ли Киев создать условия для прокачки и убедить его в  необходимости своей трубы.

Сначала им нужно договариваться с «Газпромом», а потом уже что-то обещать европейским потребителям. Без российского газа украинская ГТС никому не нужна. А заявлять они могут все, что угодно, выдавая желаемое за действительное. Яркий тому пример – решение Стокгольмского арбитража, когда Киев преподносит разбирательства как свою победу за месяц до финальной резолюции», - резюмирует Александр Пасечник.

Автор: Андрей Петров 

Источник: Экономика сегодня, 13.06.2017


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2020 году и перспективы 2021 года
«Газпром»: жизнь после эпохи «больших строек»
«Газпром» близок к завершению главных газопроводных строек прошлого десятилетия. Запущены в эксплуатацию «Сила Сибири» и «Турецкий поток». «Северный поток-2» построен более чем на 90 % и должен быть завершен в ближайшие месяцы. Поступательно идет процесс разработки ресурсной базы на Ямале и в Восточной Сибири. В то же время конъюнктура на рынках газа – из-за второй теплой зимы в Европе подряд, опасений транзитного кризиса на Украине, пандемии COVID-19 и притока СПГ – вышла из-под контроля и достигла глубин, невиданных в последние 20 лет.
Налоговое регулирование нефтегазового комплекса: выбор приоритетов
Арктика: новый государственный приоритет
Арктика постепенно становится одной из основных экономических ставок. Арктика должна обеспечить загрузку Северного морского пути, создать спрос на продукцию российского машиностроения и новые рабочие места. При этом углеводороды, по сути, единственный реальный арктический сюжет. На первый план выходят не рентабельность и реальная окупаемость проектов, а их вклад в поддержание экономического роста государства. Поэтому и развивается «арктическая гигантомания».
Импортозамещение в нефтегазовой отрасли: мифы и реальность
Процесс импортозамещения был по-серьезному запущен после введения санкций 2014 года. Шесть лет – солидный срок, чтобы подвести предварительные итоги. С одной стороны, цифры не такие уж плохие – отрасль зависит от импорта уже меньше чем наполовину. С другой – это «средняя температура по больнице». И еще вопрос, что же считать именно российским оборудованием, с учетом активного использования иностранных комплектующих и особенно программного обеспечения. Видны примеры действительно успешного импортозамещения – но есть и не менее очевидные провалы.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики