Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > К. Симонов — о перспективах России на рынке сжиженного газа

К. Симонов — о перспективах России на рынке сжиженного газа

Премьер-министр России Дмитрий Медведев распорядился создать четыре искусственных острова в Кольском заливе. Там возведут центр строительства крупнотоннажных морских сооружений. Сообщается, что разрешения на создание островов уже дал Росморречфлот.

Центр, который планируют построить, предназначен для изготовления морских комплексов по производству, хранению и отгрузке сжиженного природного газа, а также морских добычных комплексов. Кроме того, он будет служить местом ремонта и облуживания морской техники и оборудования, используемых для освоения морских нефтегазоконденсатных месторождений.

В проект вложит более 25 миллиардов рублей компания "Новатэк". Он предусматривает создание специализированной верфи, способной производить уникальные морские объекты. Речь идет о железобетонных платформах гравитационного типа для СПГ-заводов, а также платформах для шельфовых проектов западного сектора Арктики.

Строящийся центр позволит обеспечить рабочими местами 10 тысяч человек. В регион будут привлечены дополнительные инвестиции. Строительство верфи должно начаться в этом году, первые плавучие заводы появятся уже в 2018-м.

"Правда.Ру" обратилась за комментарием к Константину Симоновудиректору Фонда национальной энергетической безопасности.

— Как будет развиваться это направление, кто основные конкуренты России на рынке СПГкакие существуют возможные рынки сбыта сжиженного газа?

— Россия уже вышла на рынок СПГ. Хоть и говорят, что наша доля невелика, тем не менее это не совсем так. У нас есть СПГ-завод на Сахалине — две очереди. Мы производим примерно одиннадцать миллионов тонн СПГ, это достаточно приличные объемы, и в этом году будет запущен второй завод на Ямале. Что касается создания собственных СПГ-технологий и островов, на которых мы можем делать платформы, я лично не являюсь поклонником такой советской штурмовщины: мол, давайте все силы бросим, невзирая не затраты, и будем доказывать всему миру, что мы способны что-то делать в довольно сложных условиях.

Я не спорю с тем, что Арктика, безусловно, довольно важная ресурсная кладовая, тем не менее мне кажется, что акцент надо делать на экономически рентабельных проектах. Возьмем тот же Сахалин, там есть возможность расширить завод и построить третью очередь. Я думаю, самое правильное было бы акцент сделать на этом.

Что касается собственных технологий, здесь тоже надо быть очень внимательным. Дело в том, что у нас сегодня нет собственных технологий, а прежде чем купить чужие технологии, нужно все проверить. Я знаю, что есть желание купить норвежскую технологию, которая не доказала своей эффективности, и крупные предприятия в Норвегии работают с большими техническими сложностями.

Самое главное, что в СПГ-бизнесе очень многое зависит от конкретных условий, то есть настройка технологий на местности — это очень значимая штука. Поэтому здесь надо крайне внимательно подходить к партнерам, а они с удовольствием могут подсунуть "кота в мешке", если вы желаете получить эту технологию, невзирая ни на какие затраты. То, что нам нужна эта технология, я не спорю, но здесь надо быть очень осторожными в выборе пути развития.

Почему я говорил, что надо думать о экономической рентабельности, — потому что сейчас речь идет не только об американском газе, сейчас уже Австралия поставляет на рынок примерно пятьдесят миллионов тонн СПГ. Более того, в 2017 году завершается ввод больших мощностей. Австралия будет поставлять восемьдесят миллионов тонн. Катар заявил о возможности запуска новых проектов, хотя там политические сложности, но тем не менее. Этот рынок достаточно конкурентный. Кто победит в этой конкуренции? Тот, у кого будет низкая цена.

Поэтому ключ к успеху — это наличие объемов и дешевой себестоимости. Если у вас этот газ будет очень дорогим в производстве, вы его не продадите. И почему мы сегодня легко выигрываем конкуренцию с американцами СПГ на европейском рынке? Потому что наш трубопроводный газ по себестоимости обгоняет американский на порядок. С этим ничего не сделать. И если вы не можете производить конкурентный СПГ, вы этот газ будете продавать себе в убыток. Бессмысленно, на мой взгляд, заниматься экспортом товаров, если ты с этого не получаешь прибыли.

Просто СПГ достаточно дорогой, потому что необходимо не просто произвести СПГ, необходимо его доставить по всему морпути, там нужно использовать атомные ледоколы. В этом плане я всегда говорю, что эта идея "Арктика — любой ценой" не совсем верна. Развивать ее нужно, но нужно думать прежде всего об экономике. Мы уже живем не в Советском Союзе, где не считали затраты и делали гигантские транш-проекты, бросая на это все силы. Поэтому — калькулятор, калькулятор и еще раз калькулятор. И в этом плане никто не отрицает необходимость развития СПГ для бизнеса, но нужно это делать внимательно с учетом затрат и возможных последствий, потому что финансировать все это приходится государству.

Источник: Pravda.Ru, 17.06.2017

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики