Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Северный поток-2»: свои газовые интересы Европе ближе

«Северный поток-2»: свои газовые интересы Европе ближе

Призыв главы компании «Нафтогаз» Андрея Коболева к США с просьбой о введении санкций против всех компаний, имеющих отношение к проекту «Северный поток-2», на Вашингтон действия не возымеет. Об этом ФБА «Экономика сегодня» рассказал ведущий эксперт Фонд национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.

«Понятно, что глава „Нафтогаза“ делает все, чтобы защитить интересы Украины — после 2019 года страна имеет все шансы потерять огромные доходы от транзита газа по своей территории. Но мы наблюдаем серьезный конфликт интересов: Европа защищает собственные энергетические интересы, Киев ей в этом пытается помешать.

Строительство „Северного потока-2“ для ЕС серьезная возможность получить газ по более дешевой цене — сейчас европейские покупатели вынуждены доплачивать и цену за транзит Киеву. А мы помним, как в 2019-м Украина в одностороннем порядке повысила цену на транзит, тем самым решив, что Европа должна платить больше. Едва ли такое положение радует Германию, Австрию и других потребителей российского газа в ЕС. Они понимают: альтернативные газопроводы нужны для их собственной энергобезопасности», — отмечает специалист.

Руководитель украинской нефтегазовой компании «Нафтогаз» Андрей Коболев в интервью одному из американских изданий заявил, что газопровод «Северный поток-2» расширит возможность «Газпрома» «злоупотреблять своим доминирующим положением на газовом рынке Европы». «Мы бы посоветовали США как можно скорее распространить санкции на все компании, потенциально вовлеченные в данный проект», — заявил украинский чиновник. И обосновал свое мнение тем, газопровод, с точки зрения Киева, вознаграждает Россию, угрожает единству Европейского союза и представляет собой опасность для Украины.

«После 2019 года, если не появится альтернативный газопровод, России вновь придется заключать транзитные контракты с Украиной. Газотранспортная система этой страны изношена, ее реабилитация оценивается минимум в 10 миллиардов долларов. Гораздо проще и удобнее на эти средства построить новую „трубу“, снизив зависимость от Украины и цену газа за счет отсутствия оплаты транзита. Кроме того, крупные газовые компании ЕС планируют со временем стать акционерами нового газопровода, получая с него немалые прибыли», — подчеркивает эксперт.

"Северный поток-2″ станет поперек горла США

Коболев отметил: «Любой независимый анализ продемонстрирует, что прокладка этого трубопровода направлена против интересов США. Он против принципа солидарности Европы. Непростительно не использовать против него санкции». Напомним, несколько дней назад госсекретарь Рекс Тиллерсон заявил, что Вашингтон «уговаривает» Европу отказаться от второго газопровода из РФ в пользу сжиженного природного газа, который США может поставлять танкерами. Загвоздка в том, что этот СПГ обойдется существенно дороже, что противоречит интересам Европы.

Строительством «Северного потока-2» занимается специально созданная компания Nord Stream 2 AG, вложиться в строительство газопровода решили серьезные европейские компании — ENGIE, OMV, Shell, Uniper и Wintershall. Деньги на строительство уже перечислены — капитальные затраты оцениваются в 8 млрд евро, общая стоимость с учетом проектного финансирования — 9,9 млрд евро. Ввод «Северного потока-2» намечен на конец 2019 года. «Труба» пройдет по дну Балтийского моря от российского побережья до побережья Германии. Пропускная способность каждой из двух ниток — 27,5 миллиарда кубометров в год.

«Европе не интересно блюсти украинские газовые интересы в ущерб своим, и все попытки Киева повлиять на ситуацию будут провальными. Однако в дело вступает другой, более серьезный игрок, который также пытается навязать ЕС свою политику. В новом санкционном пакете к России, который утвердил сенат США, открытым текстом указывается: санкции против новых российских газопроводов будут способствовать созданию в Америке новых рабочих мест. То есть Вашингтон не стесняется говорить: санкции направлены на то, чтобы выдавить РФ с европейского газового рынка и навязать Европе свой СПГ.

Против этого уже взбунтовались Германия и Австрия — их высокие чиновники открыто заявляют, что энергобезопасность Европы — дело Европы. И закупать американский газ по завышенным ценам, поддерживая экономику США в ущерб собственным интересам, ЕС явно не улыбается.

США же в данном случае не интересно мнение ни Украины, ни Европы — там идет собственная внутриполитическая борьба. Пока скандальный санкционный законопроект отправлен на пересмотр Конгрессом, но вероятность его принятия все еще высока. Как ЕС и США будут выходить из этого энергетического тупика — представить сложно, и мнение Украины в этой войне точно не сыграет вообще никакой роли», — заключает Игорь Юшков.

Автор: Максим Бут
 
Источник: Экономика сегодня, 20.06.2017

Аналитическая серия «ТЭК России»:

В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.
Мировой рынок нефти: к каким ценам готовиться?
Санкции в отношении российского нефтегаза: кольцо сжимается

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики