Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Новые санкции США – угроза российским газопроводам и европейским потребителям

Новые санкции США – угроза российским газопроводам и европейским потребителям

Диалектический закон перехода количества в качество работает и в политике. Американский политический класс обвиняет Россию во всем: на выборах победил Трамп – «виноваты русские», проблемы в Европе или нестабильность на Ближнем Востоке – снова русские. Но поток упреков не может продолжаться в одной и той же форме. США необходимо было выводить накал отношений на новый уровень, ведь если во всем виновата Россия – нужно же предпринимать какие-то меры. И вот 16 июня сенат одобрилпоправки, вводящие новые санкции против России.

Важно отметить, что поправки были приняты 97 голосами «за», и только  2 – «против». Фактически это было единогласное решение обеих партий сената. Его можно трактовать не как действия против России, а как действие против президента США Дональда Трампа: «раз новый президент ставленник Кремля, значит, нужно сдерживать Кремль, чтобы навредить Трампу». Поэтому в определенной степени новые антироссийские санкции можно рассматривать как следствие внутриполитической борьбы в США.

И именно поэтому конгрессменам абсолютно все равно, как реагируют на новые ограничения европейские лидеры: им нужно блокировать деятельность Трампа, а в идеале – убрать его с поста президента.

А возмущение европейских лидеров, в свою очередь, было довольно сильным. Противниками новых санкций стали руководители Германии и Австрии. На сайте Министерства иностранных дел ФРГ был опубликован протест против планов США, который подписали канцлер Австрии Кристиан Керн и глава германского внешнеполитического ведомства Зигмар Габриэль. Позже о недопустимости применения новых ограничительных мер высказалась и канцлер ФРГ Ангела Меркель.

Европейцам есть чего опасаться. Новые санкции – первые антироссийские  запретительные меры, касающиеся газовой отрасли, которую до этого в Европе всячески от санкций ограждали, учитывая важность для ЕС российских энергоносителей.

Во время принятия прошлой волны секторальных санкций администрации Барака Обамы было важно продемонстрировать, что в «сдерживании» России участвуют не только они, а весь «цивилизованный мир». Поэтому Белому дому нужно было, чтобы к санкциям США присоединялся и ЕС. Но европейцы настаивали, чтобы ограничения не касались газовой сферы, поэтому до настоящего времени санкции коснулись только НОВАТЭКа.

НОВАТЭК хоть и является газовой компанией, но правом экспорта трубопроводного газа обладает только «Газпром». Но ни сам концерн, ни Алексей Миллер в санкционные списки не попали. Вынесение за скобки санкций в отношении газовой отрасли РФ при Обаме было принципиальным условием участия ЕС в антироссийской кампании США. Прошлая администрация предлагала европейцам замену российскому газу в виде иранских поставок, что стало причиной ускоренного вывода исламской республики из-под санкций. Но этот вариант не сработал.

Важно отметить, что США все-таки вводили санкции против одного российского газового проекта – Южно-Киринского месторождения на шельфе Сахалина. В тексте закона было сказано, что вместе с газом на данном участке будет извлекаться и нефть (жидкие и газообразные углеводороды выходят одновременно на большинстве месторождений в мире), а значит нужно запретить американским компаниям поставлять оборудование для данного проекта «Газпрома». 

Южно-Киринское предполагалось разрабатывать, как и запущенное уже соседнее Киринское месторождение, с использованием подводных автономных добычных блоков. В реальности США прекрасно знали, что газ с Южно-Киринского месторождения предполагается использовать для загрузки будущей третьей очереди СПГ-завода на Сахалине.

Тогда, чтобы убрать конкурента для американских поставщиков СПГ, администрация США и приняла санкции против российского проекта на Дальнем Востоке.

Европейцы болезненно относятся к теме санкций против газовой отрасли РФ, так как сильно зависят от поставок «Газпрома». Собственная добыча в странах ЕС постоянно снижается, причем ускоряющимися темпами. В Нидерландах за 10 лет добыча упала с 61,5 до 40,2 млрд куб. м., а в Великобритании – с 80 до 41 млрд куб. м.

Санкции-1.png 

Источник: BP Statistical Review of World Energy.

Так как разрыв между собственной добычей и потреблением растет, ЕС приходится увеличивать импорт газа. Выбор крупных источников трубопроводного газа невелик: Россия, Норвегия и Алжир.

При этом в Алжире растет внутреннее потребление и не меняется добыча, что не позволяет увеличить экспорт газа. А Норвегия работает на пределе своих сил. По данным Platts, после 2020 г. Норвегию ожидает спад добычи углеводородов. Для поддержания производственных показателей стране нужно осваивать проекты в Норвежском и Баренцевом морях, а в условиях нестабильности цен на энергоносители решения о крупных инвестициях откладываются.

Санкции-2.png

Источник: BP Statistical Review of World Energy (данные включают поставки в Турцию).

Европейские страны также закупают газ в виде СПГ, но он, как правило, дороже, чем трубопроводное сырье, так как поставщик сжиженного газа имеет возможность перенаправить газовоз на более прибыльные рынки, какими в настоящее время являются страны азиатско-тихоокеанского региона. Поэтому в 2016 г. в Европу в виде сжиженного природного газа (СПГ) пришло только 40,2 млн т., что эквивалентно 54,7 млрд куб. м. газа.

  Санкции-3.png

Источник: GIIGNL Annual 2016.

Из всех поставщиков газа только Россия может быстро нарастить поставки на экспорт. Из уже разработанных месторождений «Газпром» может добывать еще около 150 млрд куб. м. газа в год. Сложившиеся тенденции привели к тому, что в 2016 г. доля российского газа на рынке Европы достигла 34%.

Из-за высокой зависимости Европы от российского газа политизация газовой темы создает высокие риски. В соответствии с законопроектом, США намерены штрафовать всех, кто будет вкладывать более $1 млн в российские газопроводные проекты. Также сенаторы прописали в документе свое намерение противодействовать реализации именно «Северного потока – 2».

Американские власти уже давно торпедируют российские газопроводные проекты. Так, в середине 2014 г. после визита в Софию делегации американских политиков (Джона МакКейна, Ричарда Мерфи и Рона Джонсона) Болгария отказалась от строительства «Южного потока».

В августе в ходе визита в Швецию вице-президент США Джо Байден заявил, что «Северный поток – 2» является плохой сделкой для Европы. Вскоре Королевской академией военных наук Швеции был представлен доклад о сценариях вторжения России в Швецию.

Один из них рассказывает о прибытии передовой группы российских спецназовцев на остров Готланд под видом ремонтников «Северного потока».

Цинизм ситуации заключается в том, что если ранее США выступали против российских проектов, говоря о диверсификации источников поставки, или, в крайнем случае, признавая желание сохранить транзит газа через Украину.

Теперь в тексте законопроекта о новых санкциях открыто сказано: проект «Северный поток – 2» нужно закрыть для того, чтобы присылать в Европу американский СПГ.

Пока в США работает только один завод СПГ – Sabine Pass компании Cheniere. Основные производственные объемы законтрактованы Gas Natural Fenosa (3,5 млн. т.) и Shell (5,5 млн. т. в год) до 2036 г.

Экспорт СПГ из США в 2016 г.

Страна

Объем

Китай

0,2

Индия

0,31

Испания

0,05

Турция

0,11

Португалия

0,07

Кувейт

0,12

ОАЭ

0,06

Иордания

0,18

Мексика

0,45

Аргентина

0,31

Чили

0,54

Бразилия

0,18

Доминиканская республика

0,05

Итого:

2,64

Но уже в стадии строительства в США находятся заводы, получившие разрешение на экспорт мощностью 78 млн. т. Так как в США нет государственных компаний, невозможно просто дать распоряжение поставлять газ именно на европейский рынок и выдавить оттуда «Газпром». Для начала поставок нужно создать поставщикам привлекательные условия, чем американские власти и занимаются.

США препятствуют российским газовым проектам, чтобы в конечном итоге сократить поставки из России. В результате цены на европейском рынке вырастут и поставщикам американского СПГ будет выгодно направлять газ в Европу.

Поэтому весьма недальновидным выглядит призыв главы «Нафтогаза Украины» Андрея Коболева, обращенный к властям США, ввести санкции и против партнеров «Газпрома» по «Северному потоку – 2»: OMV, BASF, Engie, Shell, Uniper. Ведь цель США в конечном итоге – прекратить экспорт газа из России. А значит, Украина лишится не только самого газа, но платежей за транзит.

Нынешняя история с новой волной антироссийских санкций приводит к существенному обострению отношений США и ряда европейских стран, прежде всего, Германии и Австрии. Первая должна стать конечной точкой «Северного потока – 2», а вторая уже является газовым хабом.

Теперь «Газпром» и его европейские партнеры начинают спешить, тем самым проявляют ранее скрытые планы. По неофициальной информации, «Газпром» и австрийская  OMV вернулись к переговорам о строительстве газопровода по маршруту «Южного потока», а Владимир Путин 19 июня обсудил с президентом Болгарии Руменом Радевым энергетические вопросы. Газопроводные санкции вступят в силу примерно через месяц. 

За это время сторонам нужно подписать как можно больше контрактов о реализации проектов: привлечь финансирование, арендовать трубоукладчики и т.д. Это позволит говорить, что «Северный поток – 2» и «Южный (турецкий) поток» не могут рассматриваться как новые проекты, а значит и санкции к ним неприменимы.

Конечно, это не остановит давление со стороны США, но сейчас у лидеров Европы есть шанс показать, что они являются самостоятельными игроками и способны отстаивать свои интересы.

Автор: Игорь Юшков, ведущий аналитик ФНЭБ

Опубликовано: Евразия.Эксперт, 22.06.2017


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса
Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.
Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики