Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Не удивлюсь, если по этому кредиту для Северного потока-2 китайцы заявят Газпрому слишком жесткие требования

Не удивлюсь, если по этому кредиту для Северного потока-2 китайцы заявят Газпрому слишком жесткие требования

СМИ сообщили о переговорах оператора "Северного потока-2" - Nord Stream 2 AG - с китайскими банками на предмет поиска финансирования для проекта газопровода.

Игорь Юшков, ведущий аналитик ФНЭБ, преподаватель Финансового университета при Правительстве РФ:

Напомню, в свое время Газпром заявил, что получил деньги в размере 50% на строительство Северного потока-2 от пяти европейских компаний. Газпром же свою часть еще не вложил и ищет деньги, где бы ее взять. Допускаю, что рассчитывает именно на Китай. Европейцы ведь хотели изначально вкладываться акционерным капиталом, но поляки не дали создать им совместное предприятие. Поэтому оплата 50% стоимости проекта – это как раз та самая сумма, которую европейцы инвестируют. Именно о такой доле изначально шла речь. Вторую же половину суммы Газпром должен теперь либо сам оплатить, либо привлечь еще каких-то инвесторов.

Думаю, переговоры с китайцами навряд ли будут идти о Северном потоке-2. Если денег и дадут, то под инвестиционную программу Газпрома, не привязываясь к конкретному проекту. Это типично для китайцев – они дают деньги либо под участие своей компании в данном проекте, либо под залог поставок сырья с этого проекта, либо при условии, что деньги будут потрачены в самом Китае на строительство какого-то оборудования или технологий, чтобы деньги из страны не ушли. Как видим, Северный поток-2 ни под одно из этих условий не попадает. То есть если китайцы и дадут деньги, то это будет обычный кредит с процентами. И этой общей суммой, а не инвестициями в Северный поток-2, Газпром будет распоряжаться по своему усмотрению.

Возможно, с китайцами сейчас еще идут переговоры об инвестициях по Силе Сибири, так как Газпром сейчас много чего строит, и ему есть куда вложиться – Турецкий поток, Северный поток-2, газоочистительный завод в Амурской области (будет работать на газу с Чаяндинского и Ковыктинского месторождений, газ с которого пойдет в Китай). Так что Газпром возьмет, скорее всего, кредит под реализацию своей инвестиционной программы у Китая. Однако далеко не факт, что переговоры дойдут до своего логического завершения и что китайцы дадут денег. Прецеденты уже были – по месторождению Ванкорского кластера договориться с ними не удалось, хотя публично сообщалось, что китайцы входят в число покупателей 49% акций. Не удивлюсь, если по этому кредиту для Северного потока-2 китайцы заявят слишком жесткие требования.

Источник: Центр энергетической экспертизы, 22.06.2017


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Климатическая повестка в России в эпоху Трампа
Возвращение в президентское кресло Дональда Трампа дало мощный импульс для климатоскептиков. Энергетические компании заговорили о необходимости сократить инвестиции в ВИЭ и нарастить их в нефтегазовые проекты. Парадоксально, но все эти потрясения не сумели полностью закрыть тему энергоперехода внутри РФ. Да, климатическая повестка уже не так актуальна, но она все еще «в строю». Главная причина в том, что за последние годы она успела обрасти своими лоббистами, которые не хотят ее бросать, по-прежнему рассчитывая на контроль над климатическими финансовыми потоками.
Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики