Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Россия нам мстит за Стокгольм»

«Россия нам мстит за Стокгольм»

Украине не дает покоя проект нового российского газопровода «Северный поток – 2». Киев называет это строительство местью Украине за решение в Стокгольмском арбитраже по спорам между «Газпромом» и «Нафтогазом». Российская сторона не видит связи между двумя событиями.

Как заявил президент Украины Петр Порошенко, строительство газопровода является местью России Украине. «Это чрезвычайно серьезная угроза для Украины, которую формирует Россия, цель которой никак не экономическая, не энергетическая.

Цель — лишить Украину $2 млрд, которые она получает за транзит. Это месть за Стокгольм, это месть за решительные антикоррупционные реформы.

И США продемонстрировали нам полную поддержку», — цитирует Петра Порошенко портал «Корреспондент.net».

Президент Украины подчеркивает, что в Кремле недовольны решением суда Стокгольма по спору «Нафтогаза» и «Газпрома».

Судебное разбирательство между «Газпромом» и «Нафтогазом» началось в 2014 году. Причиной стали разногласия по осуществлению контрактов 2009 года на поставку и транзит газа. Российская сторона спора требует взыскать с Украины $37 млрд.

В мае Стокгольмский арбитраж вынес решение, но текст его пока не обнародован. По словам украинской стороны, в нем удовлетворены требования Киева, в частности решено пересмотреть формулу цены начиная с 2014 года и отменен запрет на реэкспорт. 

«Северный поток – 2» — вторая ветка уже действующего газопровода «Северного потока», мощность которого составляет 55 млрд кубометров в год. Труба проходит по дну Балтийского моря до побережья Германии, обеспечивая поставки российского газа в Европу, минуя проблемный украинский транзит.

Украинская сторона с самого начала выступала против проекта. Еще экс-премьер Арсений Яценюк предъявлял претензии к «Северному потоку – 2». Он отмечал, что проект лишит страну транзитного дохода на $2 млрд в год.

США выступают союзником Украины в этом вопросе. Америка планирует продавать в Европу свой сжиженный природный газ по более дорогой цене, чем Россия.

Против «Северного потока – 2» во многом нацелены новые антироссийские санкции, которые приняты недавно сенатом США, но пока не утверждены конгрессом. В законопроекте о расширении антироссийских санкций

называют российский газ «оружием принуждения и запугивания», влияющим на энергобезопасность в Европе.

При этом на прошлой неделе украинский «Нафтогаз» просил США быстрее ввести санкции против участников «Северного потока – 2». Как объяснял глава «Нафтогаза» Андрей Коболев, трубопровод угрожает единству Европейского союза и представляет собой опасность для Украины. Она «направлена против интересов США и против принципа солидарности Европы», цитировал его The Wall Street Journal. 

«Непростительно не использовать против него санкции», — отмечал Коболев.

По мнению Андрея Коболева, «Северный поток – 2» расширит возможности «Газпрома» для «злоупотребления своим доминирующим положением на газовом рынке Европы».

Между тем сами европейцы крайне возмущены законопроектом об антироссийских санкциях. В частности, Европейская комиссия призвала США впредь сначала согласовывать с партнерами подобные действия, а некоторые еврочиновники открыто обвинили США во вмешательстве в свои внутренние вопросы и желании занять европейский рынок. Министр иностранных дел ФРГ Зигмар Габриэль и федеральный канцлер Австрии Кристиан Керн заявили, что введением новых санкций США пытаются надавить на европейские компании и преследуют свои экономические интересы.

«С вызывающей удивление откровенностью в одобренном США законопроекте сказано о цели его принятия: речь идет о продаже американского сжиженного газа и вытеснении российских поставщиков природного газа с европейского рынка. Энергоснабжение Европы — это дело Европы, а не Соединенных Штатов», — пишут они в совместном письме. При этом в совместном заявлении также отмечается, что угрозы штрафами со стороны США компаниям, которые участвуют в проекте «Северный поток – 2», привносят «очень негативные качества в европейско-американские отношения». 

Финансовое участие в проекте «Северный поток – 2» принимают пять европейских компаний: французская Engie, австрийская OMV, британо-нидерландская Royal Dutch Shell и германские Uniper и Wintershall. В частности, ранее стало известно, что они предоставят €4,75 млрд на реализацию проекта «Северный поток – 2», по $950 млн каждая. В целом западные партнеры «Газпрома» должны обеспечить 50% финансирования проекта.

При этом санкции США вряд ли окажут сильное влияние на осуществление проекта, комментировали эксперты ранее «Газете.Ru».

«Решение об участии европейских компаний в проекте было подписано до введения санкций, и уже пришел первый платеж в компанию, являющуюся оператором проекта «Северный поток – 2». Закон обратной силы не имеет, и применить санкции на стартовавший уже проект нельзя», — отмечал генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов.

Между тем в «Газпроме» не понимают, как можно связывать разбирательство в Стокгольме и осуществление проекта «Северный поток – 2». «Это два разных события, произошедших в разное время. Проект «Северный поток – 2» мы начали задолго до решения Стокгольмского арбитража, поэтому комментировать тут нечего. Проблемы с осуществлением проекта есть, их масса, однако мы с ними боремся», — прокомментировал ситуацию «Газете.Ru» официальный представитель «Газпрома» Сергей Куприянов.

Источник: Газета.Ru, 26.06.2017


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российский экспорт нефти: от ковидного падения спроса к санкционной войне
События на Украине радикально изменили ситуацию на рынке углеводородов. Пандемийное падение спроса кажется уже не такой большой бедой. Теперь мы столкнулись с более серьезным вызовом. Политический Запад резко усилил санкционное давление на Россию. Началось вытеснение России с рынков нефти и газа. Серьезный удар обрушился на российские нефтяные поставки. США, Канада и Великобритания ввели запрет на закупку российской нефти. Но главное поле битвы - ЕС.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2021 году и перспективы 2022 года
Ситуация на нефтегазовых рынках в 2021 году радикально изменилась. Цены на нефть пошли вверх, а газовые - так и вовсе поставили исторические рекорды. Казалось бы, такой расклад должен радовать российские нефтегазовые компании, которые сумели получить по итогам 2021 года неплохую выручку и прибыль, и российское государство, опять имеющее профицитный бюджет именно благодаря экспорту нефти и газа. Однако весь год прошел в рассуждениях о туманном будущем углеводородов. Все чаще звучат прогнозы о конце эпохи нефти (а потом и газа) под давлением новой климатической повестки и энергетического перехода.
«Газпром» на гребне ценовой волны. Текущая ситуация на газовом рынке Европы
Динамика газового рынка Европы - один из центральных сюжетов развития мировой энергетики. Уже начиная с лета ситуация стала выходить из-под контроля. Цены на газ в Европе побили исторические рекорды, потащив за собой котировки на уголь и даже нефть. Европейцы стали оценивать ситуацию как полноценный энергетический кризис. «Газпром» как крупнейший поставщик газа на европейские рынки оказался в центре большой дискуссии с извечными русскими вопросами: кто виноват и что делать. Уникальная ситуация на европейском газовом рынке и положение «Газпрома» детально разбираются в этом докладе.
Фискальная политика в нефтяной отрасли: выжимание последних соков или шанс на перезапуск отрасли?
Нефтяной сектор традиционно рассматривается правительством как донор федерального бюджета. Осенью 2020 года была принята целая серия репрессивных решений относительно нефтяных компаний, мотивированных необходимостью сбора дополнительных денег в бюджет. При этом бюджетная кампания осени 2021 года стала радикальным контрастом по сравнению с 2020 годом. Фокус внимания Минфина сместился на металлургическую и горнодобывающую промышленность, в то время как нефтяники получили определенную передышку. Вопрос, что будет дальше.
Новый европейский механизм трансграничного карбонового регулирования: что ждет российских поставщиков и чем ответит Россия

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики