Главная > Актуальные комментарии > Актуальные сюжеты > Перспективы энергетического саммита в Софии

Перспективы энергетического саммита в Софии

Предстоящий представительный международный саммит в столице Болгарии имеет все шансы стать очередным публичным столкновением позиций сторонников и противников увеличения российского энергетического (прежде всего, газового) влияния в Европе. Со стороны последних уже наверняка готовятся некие декларации, провозглашающие якобы способность европейских потребителей и поставщиков газа не из России серьезно снизить свою зависимость от РФ. Однако какие реальные способы снизить ресурсную и транзитную зависимость от РФ для ЕС и, например, стран ЦАР, существуют на самом деле? На данный момент их просто нет. Ни проект «Набукко», ни «Белый поток» пока не вышли из области фантазий их разработчиков и получают лишь весьма скромное (для масштабных инфраструктурных проектов) финансирование – только на «бумажную» работу.

Что касается вероятных спекуляций в Софии относительно скорых планов введения Еврокомиссией «смертельных» для «Газпрома» норм по «третьему пакету» законопроектов о либерализации рынка электроэнергии и природного газа, то не лишним будет напомнить, что российский бизнес на деле не пускают к сетям дистрибуции в Европе даже сейчас, еще до окончательного принятия «третьего пакета». И еще вопрос, как будет «третий пакет» выглядеть в итоге. Есть вполне реальный шанс побороться на его коррекцию в выгодном для российской стороны направлении (в частности, чтобы были сняты ограничения для неевропейских инвестиций в распределительные сети). В этом деле у «Газпрома» есть союзники. Вспомним, что первую «жесткую» версию «третьего пакета» заблокировал Европейский совет, который пошел навстречу как конкретным компаниям в ЕС, так и национальным правительствам, симпатизирующим российскому газовому концерну. Сходный сценарий может реализоваться и на этот раз.

Так что при определенных условиях либерализация энергорынка ЕС может быть для России выгодной. Не стоит на все сомнительные действия европейцев отвечать «зеркально» и грозить чуть не «разрывом отношений» в энергетике. Как и существующая юридическая база (Энергохартия и дополнения к ней, нормы ЕС), так и последние российские концептуальные предложения по правовой базе международного сотрудничества в сфере энергетике вполне могут быть использованы для расширения российско-европейского сотрудничества (обмен активами, совместная работа по всей «цепочке» от геологоразведки до продажи конкретному потребителю). Но для этого необходима в первую очередь политическая воля России и Европы, а не стремление бесконечно выяснять отношения друг с другом и угрозы «уйти» к другим партнерам.

Автор: Станислав Митрахович, ведущий эксперт ФНЭБ


Аналитическая серия «ТЭК России»:

В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.
Мировой рынок нефти: к каким ценам готовиться?
Санкции в отношении российского нефтегаза: кольцо сжимается

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики