Главная > Актуальные комментарии > Актуальные сюжеты > Перспективы энергетического саммита в Софии

Перспективы энергетического саммита в Софии

Предстоящий представительный международный саммит в столице Болгарии имеет все шансы стать очередным публичным столкновением позиций сторонников и противников увеличения российского энергетического (прежде всего, газового) влияния в Европе. Со стороны последних уже наверняка готовятся некие декларации, провозглашающие якобы способность европейских потребителей и поставщиков газа не из России серьезно снизить свою зависимость от РФ. Однако какие реальные способы снизить ресурсную и транзитную зависимость от РФ для ЕС и, например, стран ЦАР, существуют на самом деле? На данный момент их просто нет. Ни проект «Набукко», ни «Белый поток» пока не вышли из области фантазий их разработчиков и получают лишь весьма скромное (для масштабных инфраструктурных проектов) финансирование – только на «бумажную» работу.

Что касается вероятных спекуляций в Софии относительно скорых планов введения Еврокомиссией «смертельных» для «Газпрома» норм по «третьему пакету» законопроектов о либерализации рынка электроэнергии и природного газа, то не лишним будет напомнить, что российский бизнес на деле не пускают к сетям дистрибуции в Европе даже сейчас, еще до окончательного принятия «третьего пакета». И еще вопрос, как будет «третий пакет» выглядеть в итоге. Есть вполне реальный шанс побороться на его коррекцию в выгодном для российской стороны направлении (в частности, чтобы были сняты ограничения для неевропейских инвестиций в распределительные сети). В этом деле у «Газпрома» есть союзники. Вспомним, что первую «жесткую» версию «третьего пакета» заблокировал Европейский совет, который пошел навстречу как конкретным компаниям в ЕС, так и национальным правительствам, симпатизирующим российскому газовому концерну. Сходный сценарий может реализоваться и на этот раз.

Так что при определенных условиях либерализация энергорынка ЕС может быть для России выгодной. Не стоит на все сомнительные действия европейцев отвечать «зеркально» и грозить чуть не «разрывом отношений» в энергетике. Как и существующая юридическая база (Энергохартия и дополнения к ней, нормы ЕС), так и последние российские концептуальные предложения по правовой базе международного сотрудничества в сфере энергетике вполне могут быть использованы для расширения российско-европейского сотрудничества (обмен активами, совместная работа по всей «цепочке» от геологоразведки до продажи конкретному потребителю). Но для этого необходима в первую очередь политическая воля России и Европы, а не стремление бесконечно выяснять отношения друг с другом и угрозы «уйти» к другим партнерам.

Автор: Станислав Митрахович, ведущий эксперт ФНЭБ


Аналитическая серия «ТЭК России»:

Рынок Азии: потенциал российского нефтегазового экспорта на восток
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2016 году и перспективы 2017 года
«Газпром»: Голиаф сдаваться не намерен
Противоречия между основными игроками на газовом рынке в России продолжают накапливаться – депрессия на стороне спроса и наращивание предложения независимых производителей ограничивают добычу «Газпрома» и делают конкуренцию за платежеспособных потребителей острее, создавая почву для новых интриг вокруг конфигурации отрасли. На внешних рынках, напротив, складывается позитивная ситуация. Восточное направление также не остается без внимания.
Налоговая политика в отношении нефтегаза в период бюджетного дефицита
Отношения Минфина и отрасли в эпоху «нефти по 100» складывались на основе «ножниц Кудрина» - доходы свыше отметки в 60 долларов за баррель просто срезались в пользу федерального бюджета. Но это позволяло нефтяным компаниям сравнительно спокойно относиться к падению цен на нефть и даже получать выгоду, как бы парадоксально это не звучало. Ведь обвал нефтяных цен традиционно сопровождается падением курса рубля, что выгодно экспортерам. Однако радоваться ТЭКу не пришлось. Столкнушвись с бюджетным дефицитом, Минфин все равно обратил свои взоры на отрасль, придумав для нее новые налоговые изъятия. Министерство получило мощный аргумент в свою пользу: добыча нефти в 2016 показывает рекордный рост, и это позволяет ведомству заявлять, что финансовая ситуация не так и плоха, как о ней рассуждают нефтегазовые компании. В результате бюджетная трехлетка (2017-2019 гг.) может стать для отрасли проблемной, хотя нефтегаз, наоборот, рассчитывал на запуск новой налоговой системы на основе налогообложения прибыли.
Европейский рынок газа – жизнь в эпоху Третьего энергопакета

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики