Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > К визиту Си Цзиньпина в России замахнулись на «Силу Сибири-2»

К визиту Си Цзиньпина в России замахнулись на «Силу Сибири-2»

От начавшегося двухдневного визита председателя КНР Си Цзиньпина в Москву, помимо политических договорённостей о сопряжении инициативы «Один пояс — один путь» с ЕАЭС, ждут и переговоров на высшем уровне по целому ряду экономических вопросов.

Традиционно большая часть двустороннего товарооборота приходится на поставки углеводородов. Российская и китайская стороны уже согласовали свои позиции по вопросу о начале поставок по «Силе Сибири» (газопровод для поставок газа из Якутии в Приморский край и страны Азиатско-Тихоокеанского региона). Неофициальное издание КПК Global Times сообщает, что в ходе визита Си Цзиньпина может быть достигнута договорённость о строительстве газопровода «Сила Сибири-2» (ранее «Алтай», проектируемый газопровод между газовыми месторождениями Западной Сибири и Синьцзян-Уйгурским автономным районом на западе Китая).

Председатель правления «Газпрома» Алексей Миллер заявил о готовности использовать этот перспективный маршрут для своповых поставок в Индию.

При этом, директор Фонда энергетической безопасности Сергей Пикин отмечает, что эти планы слишком оптимистичны.

«У КНР нет никакого интереса в „Силе Сибири-2“, потому что Китай делает ставку на увеличение закупок сжиженного природного газа, а не на развитие трубопроводного транспорта. Поэтому какой-нибудь меморандум, конечно, могут подписать в ходе визита Си Цзиньпина, но не уверен, что это дойдёт до реального воплощения», — отметил эксперт в беседе с Накануне.RU.

Ведущий аналитик Фонд национальной энергетической безопасности Игорь Юшков также пессимистически относится к «Силе Сибири-2»: «Этот проект очень сложный, и не думаю, что в ближайшее время по нему будут какие-то подвижки». Скептически относится эксперт и к возможности поставок углеводородов по этому маршруту в Индию.

Как отмечает Игорь Юшков, этот проект имеет весомый плюс: он опирается на уже разработанные западносибирские месторождения. Все инвестиции в добычу сделаны, и на месторождениях Западной Сибири можно добывать ещё 100 — 150 млрд кубов, «просто повернув вентиль».

«Просто нет рынка сбыта, а так эти объёмы могли бы уходить, например, на рынки Европы. Его просто не покупают. Чтобы этот газ дошёл до Индии, необходимо протянуть его через всю Россию, далее через всю Центральную Азию и, что самое сложное — через Афганистан. По сути, это параллельный выход к ветке ТАПИ, который собираются строить Туркмения, Пакистан, Афганистан и Индия. Туркмены активно пытаются продвинуть этот проект и даже строят этот участок на своей территории, но афганская сторона не может обеспечить его безопасность. Поэтому через Среднюю Азию данный газопровод пройти не может», — отмечает эксперт.

«Я практически полностью исключаю поставки прямого газопровода с Ямала до Индии. Действительно, проще было бы поставить СПГ-завод и поставлять этот газ танкерами. Но здесь другой вопрос — многие страны могут поставить сжиженный газ на индийский рынок гораздо дешевле, чем Россия», — подчёркивает эксперт.

По его словам, Россия могла бы конкурировать по себестоимости доставки с такими поставщиками как Катар, который также поставляет в Индию много газа, и даже с Австралией, если поставляли бы СПГ с Дальнего Востока, но тут возникает другая проблема: если на Ямале сырьё в переизбытке, то на Дальнем Востоке газа недостаточно.

«Предполагалось сделать это на базе Южно-Киринского месторождения, которое планировали разрабатывать при помощи автономных подводных добычных комплексов, которые производит американская компания. Теперь это запрещено в результате санкций. Поэтому сейчас идёт поиск альтернативных вариантов его разработки. Учитывая вышесказанное», — говорит Игорь Юшков. Таким образом, массовые поставки российского газа в Индию — это дальняя перспектива, и то, в виде СПГ. 

К тому же, увеличить своё присутствие на азиатском рынке планирует не только Россия. Как сообщало Накануне.RU, американский президент Дональд Трамп в своих переговорах с Китаем и Индией для сокращения дефицита в двусторонней торговле предлагает массовые поставки СПГ американского производства.

«Трамп хочет это применять политические инструменты для вытеснения других игроков. Например, сейчас Сенат принимает поправки, предоставляющие президенту США вводить санкции против любых российских газопроводных проектов в Европу (против „Северного потока-2“, против второй ветки „Турецкого потока“ и т.д.). Это является политическим инструментом для вытеснения России с европейского рынка газа. Если потеснить её, то здесь возникнет дефицит, а следовательно — повышение цен, а если это произойдёт, то соответственно, американским производителям СПГ будет выгодно поставлять туда свой газ. Такими мерами, да, власти США могут воздействовать на европейский рынок. Но как-то заставить компании отправлять газ в Азию они просто не могут, никаких инструментов для этого у него нет. По сути, Трамп может немного прорекламировать — у нас есть СПГ, если хотите, покупайте», — говорит эксперт.

При этом, американский СПГ достаточно дорог и стоимость сланцевого газа довольно высокая по сравнению с российскими месторождениями, как и его доставка до побережья с последующим сжижением. «Поэтому думать, что американцы сейчас построят заводы и всех выгонят — это неправильно. В 2016 г. в Европу пришло всего пять американских танкеров с СПГ. Потому что в Европе слишком низкие цены. А „Газпром“ там спокойно, хорошо работает. Поэтому, американский СПГ ушёл, во-первых, в Южную Америку, а на азиатские рынки — уже во вторую очередь», — считает Игорь Юшков.

Автор: Павел Мартынов

Источник: Накануне.Ru, 03.07.2017


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности
В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики