Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Риск без благородства

Риск без благородства

Эксперты считают климатическую политику G20 серьезной угрозой для экономики России

Одной из главных тем повестки дня саммита G20 в Гамбурге, который пройдет 7-8 июля, станет тема изменения климата и устойчивого развития. К этой встрече мировых лидеров правительство Германии (страны-председателя G20 в 2017 году) подготовило доклад, доказывающий преимущества перехода к низкоуглеродной экономике и использования альтернативных источников энергии. В качестве одной из главных мер оздоровления экологии предлагается ввести «углеродный сбор» со стран-экспортеров нефти, газа и угля.

Однако у российских экспертов, собравшихся в преддверии гамбургского саммита на круглый стол, позиция иная. Климатическую повестку G20 они считают серьезным фактором риска для экономики России. Перефразируя известный афоризм, «иногда что немцу здорово, то русскому — смерть». Или, по крайней мере, серьезный ущерб.

Генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов уверен, что «играть в чужую игру» России не следует. Парижское соглашение по климату, духу и букве которого следуют организаторы гамбургского саммита, играет, по мнению эксперта, роль «идеологической ширмы» для экономического, финансового и политического давления западных стран на Россию. Он напомнил, что Парижское соглашение называли «абстрактным» и важным лишь для «имиджа» страны. Но следующим шагом немедленно стала идея «углеродного сбора» за выбросы парниковых газов, который для российской энергетики составил бы около 35 млрд долларов к 2020 г. и 80 млрд – к 2030-му. Под угрозой оказались бы целые отрасли, от которых зависит наполнение бюджета государства. По мнению Симонова, переход к «зеленой» энергетике вместо «опасных» углеводородов России не просто невыгоден – это еще и ставит ее в зависимость от иностранных производителей, которые в любой момент могут ввести новые санкции.

По мнению Рашида Исмаилова, руководителя рабочей группы по экологии Экспертного совета при правительстве РФ, необходимо четко определить, какие российские предприятия могут попасть в «группу риска», и защитить интересы страны. Нуждается в критическом пересмотре методика оценки выбросов предприятий, и, главное, поглощающей способности российских лесов (они занимают половину территории РФ и около четверти — всей планеты). Подробный доклад на эту тему будет в скором времени опубликован на сайте Открытого правительства, сообщил Исмаилов.

Необходимо отметить, что лишь менее недели назад Минприроды РФ утвердило Методические указания количественного определения объема поглощения парниковых газов – однако представленные экспертами замечания в них учтены не были. Участники круглого стола выразили недоумение действиями чиновников, выбравших из 8 вариантов наименее отвечающий интересам России.

За создание национальной системы оценки выбросов и поглощающей способности выступил, в частности, Виктор Потапов, руководитель Независимого центра комплексной оценки экологической, энергетической и экономической эффективности ЭВОС. По его мнению, без этого о ратификации Парижского соглашения говорить невозможно в принципе.

Дональд Трамп, как известно, заявил о выходе Америки из Парижского соглашения. Последствия этого шага проанализировал Сергей Рогинко, руководитель Центра экологии и развития Института Европы РАН, член Экспертного совета комитета Госдумы по энергетике. Особое внимание, считает эксперт, необходимо уделить Китаю и его претензиям на лидерство в поставке «зеленых» технологий.

Вадим Петров, статс-секретарь – член координационного совета, председатель совета по внешнеэкономическим и международным связям экологической палаты России заключил: основные риски ратификации Парижского соглашения «таятся в деталях». США оправдывали свои бомбежки Югославии термином «гуманитарная интервенция». Примерно то же самое, только «зеленого цвета», мы наблюдаем сейчас в экологической сфере. Чем больше расплывчатых формулировок, тем сильнее риск вмешательства во внутренние дела страны.

Александр Григорьев, заместитель генерального директора Института проблем естественных монополий» развил мысль коллег. По его мнению, сейчас мы имеем дело с «зеленым неоимпериализмом», когда экологическими резонами маскируют совершенно другие цели, далекие от благородства.

В вопросах экологии людям остро не хватает элементарных знаний, сказал в заключение круглого стола Рашид Исмаилов. Их достаточно легко ввести в заблуждение. Задача политического руководства страны – прислушаться к мнению специалистов и действовать в интересах страны, невзирая на любое давление извне.

Автор: Ирина Поленова 

Источник: Нефтянка, 07.07.2017


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Импортозамещение в нефтегазовой отрасли: мифы и реальность
Процесс импортозамещения был по-серьезному запущен после введения санкций 2014 года. Шесть лет – солидный срок, чтобы подвести предварительные итоги. С одной стороны, цифры не такие уж плохие – отрасль зависит от импорта уже меньше чем наполовину. С другой – это «средняя температура по больнице». И еще вопрос, что же считать именно российским оборудованием, с учетом активного использования иностранных комплектующих и особенно программного обеспечения. Видны примеры действительно успешного импортозамещения – но есть и не менее очевидные провалы.
Энергетический переход и «зеленая повестка» в России: мода или суровая реальность?
Авария на «Дружбе»: основные последствия
Авария на нефтепроводе «Дружба» стала главным «хитом» 2019 года в российской нефтянке. Прошел уже год, а внятного ответа на вопрос, что же произошло, так и не получено. А ведь под удар была поставлена репутация России как надежного поставщика нефти. Нефть с хлорорганикой попала в Белоруссию, в Венгрию, Польшу, Германию, Украину, другие страны. Авария привела к грандиозному международному скандалу. И это в тот момент, когда стало очевидным нарастание конкуренции на мировом рынке.
Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики