Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Скандал с поставкой турбин Siemens может затормозить строительство ТЭС в Крыму

Скандал с поставкой турбин Siemens может затормозить строительство ТЭС в Крыму

Из-за спора с немецким концерном Москва может перенести сроки ввода мощностей на полуострове, считают эксперты. Почему в Крыму решили использовать турбины Siemens, хотя о запрете было известно, и есть ли выход из этой ситуации?

Немецкие власти обсуждают возможные меры в связи с поставками в Крым газовых турбин Siemens в обход санкций. Об этом сообщил журналистам официальный представитель правительства Германии Штеффен Зайберт.

Ранее стало известно, что немецкий концерн подал иск в Московский арбитраж к «дочке» «Ростеха», компании «Технопромэкспорт», которая является заказчиком строительства двух электростанций в Крыму. В Siemens полагают, что «Технопромэкспорт» намеренно ввела в заблуждение поставщика турбин. 

Турбины, которые предполагалось использовать на двух новых электростанциях в Крыму, выпускает СП Siemens и «Силовых машин» в Ленинградской области. Семь таких турбин закупила в 2015-м «Технопромэкспорт» для строительства электростанции на Таманском полуострове. Четыре из них уже поставлены. В контракте, как следует из иска Siemens, прямо говорилось, что эти турбины не должны использоваться в Крыму.

Работы на Таманском полуострове заглохли, и турбины выставили на продажу. Купил ли их кто-нибудь, неизвестно. Однако потом четыре такие турбины внезапно потребовались для двух крымских ТЭС. «Дочка» «Ростеха» утверждает, что купила их на вторичном рынке, но продавца не называет.

Проектировщик севастопольской ТЭС — группа компаний «Тэпинжениринг», но заказчик, «дочка» «Ростеха», выставила технические требования и четко прописала в договоре, что в каждом из двух энергоблоков должна быть использована газовая турбина конкретного типа, произведенная СП Siemens и «Силовых машин».

Договор подписан в марте 2015 года. Тогда уже действовали санкции, которые запрещают поставки в Крым энергетического оборудования. Была идея купить турбины в Иране, где они выпускаются по лицензии Siemens, но с иранцами договориться не удалось. Аналогичных российских разработок нет, но есть турбины меньшей мощности. Можно ли было спроектировать крымские ТЭС с использованием российского оборудования? И почему заказчик не учел рисков того, что поставки турбин Siemens окажутся под санкциями? Комментирует гендиректор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов

— Был приказ командования, надо было это делать. Очевидно, что исполнители приказа понимали все эти риски. Единственное объяснение, которое я вижу, что люди рассчитывали на то, что когда дело дойдет до поставки, ситуация с санкциями будет не столь жесткой.

— Почему изначально не ориентировались на российское оборудование?

— Это задача технически гораздо сложнее. Если вы используете вместо нескольких мощных турбин кучу более мелких турбин, то вам нужно менять все расклады. Там совершенно другие энергоблоки. Я думаю, что был готовый проект технически, и менять под российские турбины не стали, потому что это было бы намного дольше. Я думаю, что тут все дело в сроках. Как у нас часто бывает, на политические риски просто закрыли глаза. 

Российская сторона и не скрывает, что турбины, две из которых уже доставлены в Крым, имеют немецкое происхождение. Как заявлял ранее ТАСС глава Минпромторга Денис Мантуров, Россия обеспечила максимальную юридическую корректность при использовании технологий Siemens в производстве турбин для Крыма. «Технопромэкспорт», в свою очередь, заявляла, что модернизировала приобретенные на вторичном рынке турбины на российских заводах.

Можно ли считать их уже российским оборудованием, или это все еще турбины Siemens? Единого мнения на этот счет пока нет. Возможно, Арбитраж Москвы, куда подал иск немецкий концерн, сумеет в этом разобраться. Есть ли какой-то выход из этой ситуации, который бы позволил сохранить лицо всем участникам?

Павел Салин, директор Центра политологических исследований Финансового университета при правительстве РФ: «Выходом, который мог бы удовлетворить западных политиков, было бы то, что немецкие власти надавят на тот же Siemens, на немецкий бизнес с тем, чтобы он в обход санкционных механизмов перестал сотрудничать с Россией. Но Меркель этого не может сделать, у нее выборы на носу. В Германии бизнес оказывает очень большое влияние на политику вообще и на электоральные процессы в частности. Поэтому пока никакого системного выхода из этой ситуации я не вижу. Думаю, что Москва может пойти для того, чтобы не засвечивать другие возможно существующие механизмы обхода санкций, на уступки в данном вопросе и перенесет сроки ввода мощностей или что-то еще».

Не исключено, что ввод в эксплуатацию двух крымских электростанций снова придется переносить, как и выполнение задачи обеспечения энергонезависимости Крыма, и все потому, что кто-то принял неверное решение об установке на этих станциях санкционного оборудования. Кто этот кто-то и какими для него будут последствия, пока непонятно. Ведь сугубо хозяйственное дело уже превратилось в политическое, причем на уровне Россия — ЕС. 

Источник: BFM.RU, 12.07.2017


Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2017 году и перспективы 2018 года
«Газпром» на внутреннем и внешнем рынках газа: как поделить газовый «пирог»
Положение «Газпрома» весьма противоречиво. С одной стороны, после нескольких лет сокращения добычи из-за обострения конкуренции на внутреннем рынке и негативных тенденций на рынках внешних «Газпром» вновь наращивает производство газа. И ставит рекорд за рекордом на европейском рынке, покрывая дополнительный спрос. Атаки независимых производителей, требующих реформирования отрасли или хотя бы их допуска к трубопроводному экспорту, были в очередной раз отбиты. Компания получила некоторую передышку. С другой стороны, политическое сопротивление «Газпрому» в Европе только усиливается. Разворачивается финальная схватка за позиции на европейском рынке в будущем. Оппоненты бросают все силы на то, чтобы остановить или затормозить строительство «Северного потока - 2». Да и внутренние производители газа сдаваться не намерены. Кроме того, серьезно ухудшилось финансовое положение «Газпрома».
Российский нефтегаз в 2025 году: картина будущего
Все мы хотим знать, что ждет нефтегазовую промышленность в ближайшие годы. Известны два основных подхода к будущему, в том числе и будущему нефтегазовой промышленности. Первый – попытаться понять, что же ждет отрасль впереди исходя из текущих трендов. Второй - заняться конструированием этого самого будущего. Начертать план, которому нужно следовать, чтобы избежать проблем и минимизировать риски. Новый доклад ФНЭБ позволит понять, у каких развилок стоит отрасль и по какому пути нефтегазовую промышленность пытаются провести.
Фискальные новации: от налогового маневра к новым экспериментам
Нефтехимия и газохимия: непростой путь к высоким переделам

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики