Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Нам надо по-другому себя вести»

«Нам надо по-другому себя вести»

Вопрос News.Treli.ru:

- Мнение ведущих политиков и экспертов о разработанном Россией проекте основополагающего документа, регулирующего отношения поставщиков, транзитёров и потребителей энергоносителей.

Константин Симонов, директор Фонда национальной энергетической безопасности:

- Я думаю, что Россия делает ошибку. Мы неожиданно начали выступать с какими-то стратегиями в то время, когда Европа, как покупатель энергоресурсов, уже фактически опубликовала свой план действий. На самом деле, дискуссии вокруг третьего энергопакета велись очень давно, эта тема как минимум полтора года очень активно обсуждается в Европе. Я не понимаю, что мешало нам подключаться к этим дискуссиям. Нет, эксперты подключались – например, я сам активно участвовал в Европе в обсуждении этих тем. Но понятно, что нужно, чтобы подключались и властные структуры, и государственные компании.

И теперь мы начинаем – вот, Медведев опубликовал пятистраничный текст, теперь Сечин. Видно, что этот текст есть некое приглашение к дискуссии, и у нас пока нет полной альтернативной проработки. И третий пакет – это не просто пятистраничная декларация, это серьёзный документ. Но не так страшен чёрт (я имею в виду третий энергопакет), как его малюют. Я считаю, что нам сейчас бессмысленно пытаться создавать какую-то альтернативную стратегию. Наши интересы давно заявлены, и они давно прозвучали. Мы прекрасно понимаем, что третий энергопакет будет реализован, и помешать этому мы не можем – хотя бы потому, что не являемся частью ЕС. Собственно, мы сами декларировали принцип суверенитета. Это означает, что и в отношении других регионов мы должны ему следовать. Это нормально и разумно.

Парадокс ситуации в том, что на самом деле третий энергопакет – не такая страшная вещь для России. Просто, мне кажется, мы слишком консервативны, и поэтому боимся изменений. То есть, и нам, и «Газпрому» комфортнее существовать в нынешних условиях. Но если мы смотрим не только на этот год, когда из-за кризиса потребление газа может упасть на 8%-10%, а если мы смотрим в перспективе 15-20 лет, нам надо иметь ввиду две предпосылки. Это в любом случае рост импорта газа в Россию и в процентном отношении, и в физическом объёме из-за падения собственной добычи. Всё равно Европа из кризиса рано или поздно выползет, а падение собственной добычи остановить нельзя. Второе – это то, что запасы в мире примерно уже известны – известно, у кого газ есть. А газ есть по большому счёту только у трёх крупных игроков: у России, Ирана и Катара. Значит, в течение 20 лет три игрока будут определять в том числе и европейское будущее.

В этих условиях, когда нас всё время пугают диверсификацией, нам нечего бояться, потому что мы должны понимать: Европе нужно будет больше газа, а взять его всё равно будет негде. Исходя из этого, мы должны не бояться и не паниковать. А такое ощущение, что мы начинаем паниковать, всё время апеллируя к этим долгосрочным контрактам. Долгосрочные контракты комфортны, конечно, но в целом спотовый рынок на самом деле даёт нам в перспективе очень неплохие преимущества.

Поэтому мне кажется, что нам надо по-другому себя вести. Нам надо уже думать, как действовать в новом европейском рынке и бороться за права в рамках третьего пакета. Когда в наших газетах пишут «катастрофа, полный провал стратегии Путина, «Газпрома», я диву даюсь, потому что люди видят только одно – запрет на владение инфраструктурой со стороны добывающих компаний. Ну и что? Ну не будет «Газпром» владеть инфраструктурой – так это ещё лучше, ему не надо будет тратить на это деньги.

Источник: Treli.ru, 26.04.2009

 

Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса
Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.
Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики