Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Китайцы будут возить газ из России автотранспортом

Китайцы будут возить газ из России автотранспортом

Транспортировка СПГ с помощью газовозов позволит к 2025 году увеличить ежегодный экспорт в КНР на 5-6 млн тонн в год

Китайские перевозчики намерены импортировать сжиженный газ из России с помощью грузового транспорта. В качестве основного маршрута транспортировок будет использована сеть автомобильных дорог России и Китая, сообщили «Известиям» в Росавтотрансе. Представители соседнего государства преимущественно заинтересованы в поставках газа для заправки легковых автомобилей, автобусов и грузовиков, а также обеспечения энергией и теплом небольших населенных пунктов. Поднебесной это позволит снизить потребление угля, а России — дать возможность небольшим компаниям заработать на экспорте СПГ.

В Росавтотрансе убеждены, что автомобильные перевозки позволят значительно увеличить товарооборот между двумя странами. Если в 2014 году двусторонний объем автомобильных грузоперевозок между Россией и Китаем составлял около 1,7 млн тонн, то в прошлом этот показатель вырос на 22% — до 2,1 млн тонн.

— Перевозчики (представители приграничных регионов Китая) выразили готовность наладить перевозку сжиженного природного газа из России. От них поступило много вопросов по российскому законодательству в этой области, касающихся процедур отправления, требований к конструкции газовозов, а также условий перевозки и погрузки. Гармонизация требований законодательства обоих государств по перевозке опасных грузов позволит наладить экспортные поставки сжиженного газа между Россией и Китаем, — сообщили «Известиям» в пресс-службе Росавтотранса.

Для России поставки СПГ очень выгодны, а в Китае существует огромный спрос на газ, отметили в Росавтотрансе. Потенциальные потребители сжиженного газа в Китае — большегрузный автотранспорт, карьерная техника, спецтехника, автобусы и локомотивы. Второе направление — автономная газификация: цистерна приходит в какой-либо населенный пункт и перекачивает газ в хранилище при ТЭЦ либо при электрогенерирующей станции. Проект поможет Китаю реализовать задачу по снижению потребления угля, считает ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.

Что же касается России, то открытие китайского рынка в перспективе дает стране возможность увеличить ежегодный экспорт СПГ на 5–6 млн тонн в год к 2025 году, оценил спрос эксперт по рынкам АТР Moody’s Analytics Камил Ковар. На данный момент экспорт СПГ из России в Китай занимает сравнительно небольшую долю в общем объеме поставок с единственного работающего с Китаем СПГ-завода «Сахалин Энерджи» — всего 3% или 330 тыс. тонн в год.

Объем стандартной автомобильной криоцистерны составляет около 26 тыс. литров. Считается что одна тонна СПГ — это примерно 1,38 тыс. кубических метров природного газа. Объем производства одного малотоннажного завода СПГ, по оценкам экспертов, может достигать 1 млн тонн в год. Впрочем, о перевозках на большие расстояния автомобильным транспортом речь не идет, максимальное экономически целесообразное транспортное плечо для перевозки сжиженного газа — не более 600 км от места заправки.

— Очевидно, что у китайцев есть потребность в перевозках к точкам около российской границы, где расположены промышленные развитые районы. На большие расстояния газ возить невыгодно, потому что он со временем в криоцистернах нагревается и стравливается через клапан, — уточнил в беседе с «Известиями» Игорь Юшков.

В России есть собственные технологии по строительству малотоннажных заводов СПГ, причем эти установки закупают в том числе и китайские компании. КНР также лидирует и по числу автомобилей, работающих на природном газе: в 2016 году их число приблизилось к 5,3 млн, при том что по всему миру насчитывается около 25 млн газифицированных автомобилей (на всех типах природного газа). Согласно национальной стратегии развития автопрома, в среднем Поднебесная должна ежегодно производить 1 млн легковых автомобилей и 200 тыс. грузовиков и автобусов с газовыми двигателями. Таким образом, автомобильный транспорт является самым быстро растущим сегментом потребления сжиженного газа в стране.

С экономической точки зрения организовать экспорт СПГ проще, чем поставки газообразного топлива — в этом случае упрощаются переговоры о цене, так как речь идет не об экспортных контрактах на миллиарды кубометров, а о розничных продажах в рамках конкуренции с внутрикитайскими же поставками СПГ на рынок, считает аналитик Энергетического центра бизнес-школы «Сколково» Александр Собко.

Впрочем, несмотря на большие перспективы этого рынка, российских компаний, заявлявших о желании строительства мини-СПГ-заводов около китайской границы, по словам эксперта, пока немного. Также стоит решить, с каких месторождений пойдет сырье и как будет регулироваться цена на газ для загрузки заводов по сжижению, заметил аналитик. 

Авторы: Тимур Хасанов, Арсений Погосян 

Источник: Известия, 18.07.2017 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности
В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики