Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Нефтепереработку подведут под эталон

Нефтепереработку подведут под эталон

Введение системы бенчмаркинга поможет заводам снизить издержки на производство бензина 

Для российских нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) разработают систему бенчмаркинга, которая поможет экономить при производстве бензина и другой продукции. Созданием системы уже занимается государственный Всероссийский научно-исследовательский институт по переработке нефти (ВНИИ НП), рассказал «Известиям» источник, знакомый с проектом. Эту информацию подтвердили и в самом институте. После анализа полученных данных исследователи определят ряд эталонных нефтезаводов, а для НПЗ, испытывающих те или иные проблемы, будет сформирована дорожная карта по снижению себестоимости. Эксперты, впрочем, сомневаются, что в конечном итоге эти меры снизят цены отпускаемого этими предприятиями топлива.

Идея создания бенчмарков в российском ТЭКе особенную актуальность получила с падением прибыльности в сфере нефтепереработки в 2015–2016 годах, пояснил появление инициативы собеседник «Известий» в отрасли. По его словам, в течение ближайшего года ВНИИ будет собирать данные всех российских НПЗ средней и большой мощности (выше 1 млн т) и по итогам анализа результатов определит лучшие предприятия.

В итоге будут определены бенчмарки в отрасли, согласно которым для каждого из проблемных НПЗ будет сформирован план развития на ближайшие несколько лет, говорится в презентации ВНИИ НП по системе бенчмаркинга (имеется в распоряжении «Известий»).

Появление таких рейтингов, по мнению ВНИИ, должно кардинально повлиять на экономику НПЗ — они определят направления по снижению издержек, уменьшению себестоимости вырабатываемой продукции и в итоге отпускных цен на продукцию заводов. Оценивать заводы для создания бенчмарков планируется по нескольким категориям — в их число войдут производительность, условия эксплуатации, местонахождение, выход светлых нефтепродуктов (бензина и дизеля) и глубина переработки.

По мнению специалистов ВНИИ НП, во многом бенчмаркинг поможет частным, не интегрированным в крупные нефтедобычные компании заводам. Они работают с чужой нефтью по контрактам и вынуждены очень осторожно относиться к любым тратам.

— Расчеты показывают, что в современных условиях при переработке, например, 100 млн т давальческой нефти и при снижении затрат на ее переработку на 1% может быть получена экономия порядка 1,6 млрд рублей, — сообщили «Известиям» в институте.

О том, когда заработает система бенчмаркинга, говорить преждевременно — ее разработка только на начальном этапе. Возможно, в будущем у нее появятся и другие особенности, рассказал «Известиям» разработчик системы Артем Карпухин.

По данным ВНИИ, перед запуском система пройдет обязательную процедуру согласования с Минэнерго. В министерстве не ответили на запрос «Известий».

До сих пор в российской нефтепереработке повышению эффективности уделялось недостаточно внимания, считают разработчики системы. НПЗ размещены по территории страны крайне неравномерно. Это обуславливается тем, что все наиболее крупные НПЗ были построены и введены в эксплуатацию в период 1951–1983 годов — задолго до проведения экономических реформ в России, отмечается в презентации ВНИИ. С начала 1990-х годов не было построено ни одного современного НПЗ, а мощность действующих предприятий используется в настоящее время всего на 90%.

«Известия» опросили крупнейшие нефтяные компании страны, заинтересованы ли они в сотрудничестве с институтом в разработке программы и актуален ли аудит бизнес-модели их НПЗ. Большинство не смогли предоставить оперативный комментарий. Но в пресс-службе «Лукойла» сообщили, что их заинтересованность и актуальность темы будут зависеть от условий участия. При этом частный оператор Антипинского и Марийского НПЗ инициативу одобрил. 

— Группа компаний «Новый поток» стремится к максимальной эффективности на своих нефтеперерабатывающих предприятиях, и мы с интересом относимся к любым здравым идеям в этом направлении, — сообщили «Известиям» в компании. 

Идея создать бенчмарк для НПЗ родилась, вероятно, на фоне снижения заработков нефтепереработчиков в 2015–2016 годах, считает ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков. Впрочем, даже если бенчмаркинг и снизит затраты заводов, это вряд ли повлияет на стоимость бензина и дизеля на заправке, считает эксперт.

— Коммерческие компании всегда будут стремиться максимизировать прибыль, а не уменьшить стоимость товара на рынке — заработанная на экономии маржа уйдет акционерам, — полагает Игорь Юшков.

В мировой практике бенчмаркингом, как правило, занимаются частные структуры, а не государство, заметил аналитик Moody’s Analytics Крис Лафакис.

— Чаще всего компании сами заказывают подобные исследования, чтобы понять, что творится у конкурентов. К примеру, такие отчеты довольно популярны на американском рынке. Тем не менее бенчмаркинг редко приводит к снижению отпускных цен, — сказал «Известиям» Крис Лафакис.

Сейчас в России работает порядка 30 НПЗ, из них около 25 выпускают товарные бензин и дизель.

Автор: Арсений Погосян

Источник: Известия, 25.07.2017


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Энергетический переход и «зеленая повестка» в России: мода или суровая реальность?
Авария на «Дружбе»: основные последствия
Авария на нефтепроводе «Дружба» стала главным «хитом» 2019 года в российской нефтянке. Прошел уже год, а внятного ответа на вопрос, что же произошло, так и не получено. А ведь под удар была поставлена репутация России как надежного поставщика нефти. Нефть с хлорорганикой попала в Белоруссию, в Венгрию, Польшу, Германию, Украину, другие страны. Авария привела к грандиозному международному скандалу. И это в тот момент, когда стало очевидным нарастание конкуренции на мировом рынке.
Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики