Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Новая санкционная дубинка против России: помахать или ударить?

Новая санкционная дубинка против России: помахать или ударить?

Сегодня Конгресс США проголосует по проекту новых антироссийских санкций, который может ударить по строительству экспортных газопроводов «Северный поток-2» и «Турецкий поток». В Белом доме заявили, что Дональд Трампподпишет его, если Конгресс примет документ. Однако позже уточнили, что Дональд Трамп еще не определился, поддержит ли он законопроект.

В США не скрывают, что новые санкции против России вводятся для того, чтобы выдавить ее с газового рынка Европы и максимально продавливать поставки американского СПГ. Главное в проекте — инвестиции в строительство, модернизацию и ремонт экспортных трубопроводов не могут превышать $ 1 млн единоразово и $ 5 млн в течение года. На такие же суммы американские законодатели вводят ограничения и на предоставление товаров и услуг для трубопроводных проектов из России.

Пять европейских компаний-партнеров «Газпрома» по «Северному потоку-2» уже перечислили на проект более миллиарда евро, а всего планируют покрыть половину стоимости — дать кредит на 4,75 млрд евро. При этом, например, морские части газопроводов «Северный поток-2» и «Турецкий поток» строятся иностранными компаниями. Поэтому ограничения могут серьезно повлиять на осуществление проектов. «Если Allseas выйдет из „Турецкого потока“ (строительство морской части газопровода — прим. ред.), другие подрядчики вряд ли согласятся прийти на ее место, — сказал партнер RusEnergy Михаил Крутихин изданию „Ведомости“. — Пока же никакого решения нет, „Газпром“ будет продолжать строительство трубопровода». Мы уже писали, что прокладка «Турецкого потока» идет форсированными темпами.

Угрозу санкций для газопроводных проектов подтвердили и в самом «Газпроме». Новые ограничения могут задержать и даже предотвратить их завершение, говорится в проспекте холдинга к очередному выпуску евробондов.

Впрочем, итоговый документ, прошедший согласование всех сторон в Конгрессе, выглядит иначе, чем первоначальная версия, отмечают эксперты. «Законопроект был существенно смягчен и теперь предполагает лишь возможность того, что президент Трамп введет санкции, а не обязанность, как предлагали сенаторы», — говорит заместитель директора Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Алексей Гривач. По словам эксперта, «смягчение» документа связано и с лоббистской деятельностью американских компаний, которые хотят работать с Россией и понимают, что ужесточение санкционного режима перекроет им рынок, и реакцией европейцев, которые посчитали данную инициативу вмешательством в свои дела и желанием подорвать европейскую энергетическую безопасность. «Фактически, в части газопроводов санкции были возможны по воле президента США ранее (как и любые другие) и будут возможны впредь. Ничего не изменилось. Во-вторых, сам набор мер в случае их введения очень разношерстный. Он может быть символическим, а может быть чувствительным для компаний, имеющих бизнес-интересы в Соединенных Штатах. Поэтому сейчас, выражаясь в терминах 90-х, новые санкции, скорее, бейсбольная бита, которая лежит в багажнике, но ее пока оттуда даже не достали», — отметил замдиректора ФНЭБ.

Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков заявил, что новые санкции контрпродуктивны и бьют по интересам и других стран. «Считаем продолжение санкционной риторики контрпродуктивной, вредящей интересам наших двух стран, а также потенциально, конечно же, наносящей вред и интересам других стран, третьих стран, с которыми у России, несмотря на все негативные тенденции, продолжаются и развиваются двусторонние торгово-экономические отношения», — сказал Дмитрий Песков. Ранее против антироссийских санкций, которые выступили Германия и Австрия. А позавчера, как сообщает Financial Times, глава Еврокомиссии (ЕК) Жан-Клод Юнкер призвал срочно обсудить возможный ответ Евросоюза на санкции США. ЕК планирует рассмотреть предложения на следующий день в случае принятий санкций.

По мнению ведущего аналитика ФНЭБ Игоря Юшкова, подобные заявления из Европы не остановят Конгресс от принятия законопроекта. «Это же борьба не только против России, но и внутриполитическое сражение против Трампа в США, где оппоненты пытаются выставить президента пророссийским политиком. Поэтому команда Трампа может оттянуть его принятие, но он, скорее всего, будет утвержден и подписан, чтобы не давать почвы для обвинений», — говорит эксперт. Что касается ответа ЕС США после принятия санкции, то, по мнению Игоря Юшкова, страны ЕС разобщены в своем отношении к российским трубопроводным проектам. Поэтому, возможно, Брюсселю придется самостоятельно принимать решение. По данным американской CNBС, Еврокомиссия может потребовать официального обещания США не наказывать европейские компании или использовать законы ЕС, чтобы заблокировать ограничительные меры против них. Кроме того, ЕК может наложить запрет на ведение бизнеса в ЕС отдельными американскими компаниями и использовать контрмеры по нормам ВТО. Источник РИА «Новости» в Брюсселе сообщил, что еще одна возможная мера — ограничение доступа американских компаний к кредитам европейских банков. 

Несмотря на то, что в законопроекте речь идет об экспортных трубопроводах, издание Euractiv назвало среди проектов, которые могут попасть под санкции, ударив по европейским компаниям, и заводы СПГ. Очевидно, речь идет о совместных проектах с российскими компаниями, для которых по новым санкциям ограничат до 60 дней сроки кредитования и оплаты услуг и материалов. Кроме того, ограничения распространятся и на нефтегазовые проекты, где компаниям из России принадлежит не менее 33% - запрет на передачу американских технологий для разведки и добычи на глубоководье, на арктическом шельфе и в сланцевых породах. В итоге, по данным Euractiv, европейские компании могут пострадать в новых проектах «Балтийский СПГ» (Shell и «Газпром»), «Северный поток-2» («Газпром» и пять европейских компаний Engie, Uniper, OMV, Shell и Wintershall) и освоение месторождения газа Зор в Средиземном море (BP, ENI и «Роснефть»), а также действующих при их расширении: «Голубой поток» (Eni и «Газпром»), нефтепровод Каспийского трубопроводного консорциума из Казахстана до Новороссийска (Shell, ENI и «Роснефть»), «Северный поток» («Газпром» и ряд европейских компаний), расширение завода СПГ «Сахалин-2» (Shell и «Газпром»), Южно-Кавказский нефтепровод и месторождение Шах-Дениз (BP и ЛУКОЙЛ). Также, очевидно, сюда можно отнести и «Ямал СПГ» Новатэка, в котором участвует французская Total.

Сейчас аналитики не хотят комментировать ситуацию, если история с санкциями пойдет по наихудшему сценарию и надо ли на них отвечать России. «Ни санкции, ни даже эмбарго еще никогда не остановили развитие инфраструктуры для экспорта газа из России, хотя применялись неоднократно», — заметил замидиректора ФНЭБ Алексей Гривач. По его словам, масштабное развитие СПГ-проектов в ответ на санкции, например, бесперспективно. «Потому что это снизит конкурентоспособность нашего газа из-за роста себестоимости. Тем более, что ничто не мешает закрыть нам доступ к использованию технологий крупнотоннажного сжижения», — заметил Алексей Гривач.

Эксперт-аналитик АО «ФИНАМ» Алексей Калачев при этом замечает, что добыча нефти и газа не падает, продажи углеводородов, в том числе и прежде всего в Европу, растут. «Действующие каналы продаж, в том числе газопроводы, с этим потоком справляются, а газопроводы „Северный поток-2“ и „Турецкий поток“ делают транспортные возможности избыточными», — заметил эксперт-аналитик. По его словам, ситуация была бы критичной, если бы вводили эмбарго на покупку российских нефти и газа, но об этом речи не идет.

Газотранспортная система Украины — крупнейший сейчас транзитный путь российского газа в Европу, который построили еще во времена СССР. В прошлом году по нему транспортировали в ЕС около 80 млрд кубометров — почти половину всего российского газа для Европы. По словам ведущего аналитика ФНЭБ Игоря Юшкова, на модернизацию украинской ГТС сейчас необходимо не менее $ 10 млрд. Кроме того, сейчас в Стокгольмском арбитраже рассматривается еще и иск «Нафтогаза Украины» к «Газпрому» по контракту о транзите газа, который заканчивается в 2019 году. Украинская сторона требует, чтобы российский холдинг заплатил за транзит газа в 2015—2019 годах по повышенным тарифам: всего — $ 16 млрд. Это почти втрое выше нынешнего контрактного тарифа и «Газпром» отказывается. В Киеве объясняют, что вынуждены были поднять тарифы из-за ускоренной амортизации, которую ввели из-за угрозы, что Россия построит обходные газопроводы и прекратит транзит газа через страну. В случае оплаты «Нафтогаз Украины» обещает после 2019 года в 10 раз снизить тарифы на транспортировку газа, если ежегодные объемы будут не ниже 120 млрд кубометров.

Сопредседатель Фонда энергетических стратегий Дмитрий Марунич сомневается, что проекты обходных газопроводов остановятся. «Но если это произойдет, то, в любом случае, „Нафтогазу Украины“ и „Газпрому“ придется подписывать новый контракт, так как старый истечет, и многое будет зависеть от решения Стокгольмского арбитража. Промежуточное решение арбитров по контракту на поставку газа показывает, что они могут установить условия, на которых может базироваться документ».

В любом случае, продавать газ на границе с Россией, о чем давно говорит Киев, «Газпром» не будет. «Это противоречит интересам России как экспортера, так и участника рынка», — считает замдиректора ФНЭБ Алексей Гривач.

Источник: EADaily, 25.07.2017


Аналитическая серия «ТЭК России»:

Фискальные новации: от налогового маневра к новым экспериментам
Нефтехимия и газохимия: непростой путь к высоким переделам
Мировой рынок СПГ: Россия и ее основные конкуренты
Три года под санкциями: как они повлияли на российский ТЭК?
Время летит быстро – прошли уже три года с весны 2014 года, когда Крым вернулся в состав РФ. Практически сразу против России были введены санкции, которые напрямую затронули нефтегазовый комплекс – основную отрасль российской экономики. Уже можно подвести первые итоги – как российский нефтегаз приспособился к санкционному режиму, насколько фатальными оказались его потери и как санкции повлияли на решимость иностранных компаний работать в России.
Рынок Азии: потенциал российского нефтегазового экспорта на восток

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики