Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Минэнерго пытается довести сжиженный газ до льготников

Минэнерго пытается довести сжиженный газ до льготников

Министерство подготовило поправки в закон о газификации

Минэнерго планирует привести рынок сжиженного газа в регионах к стандартам, по которым работает рынок газа природного. В частности, ведомство считает необходимым определить единого поставщика газа для ЖКХ и льготных категорий граждан. Сейчас предложения Минэнерго находятся на согласовании в Минюсте. Впрочем, маловероятно, что инициатива будет реализована быстро — против нее выступили ФАС и Минэкономразвития, утверждающие, что нововведения приведут к росту цен на газ, монополизации рынка и коррупции.

«Известия» ознакомились с разработанными Минэнерго поправками в закон о газоснабжении. По сути, проектом предлагается возврат к так называемым «балансовым заданиям», которые применялись в качестве вынужденной временной меры ограничения экспорта пропан-бутана вплоть до 2014–2015 годов. По данным «Известий», Минэнерго предлагает коммунальным потребителям перейти от покупки сжиженного газа на бирже к закупкам на условиях длительных контрактов с определенными компаниями — «гарантирующими поставщиками» (ГП). ГП будет обязан поставлять газ исключительно по регулируемой цене, при этом не имея возможности отказать в поставке коммунальщикам или жителям регионов. Коснутся поправки не только трейдеров, но и самих производителей пропан-бутана — они также не смогут отказать ГП в приобретении газа.

По мнению ведомства, создание института ГП поможет решить проблемы отсутствия газа в отдаленных от газопроводов регионах, что, в свою очередь, приведет к «улучшению социально-экономических условий жизни населения».

Однако намерения Минэнерго могут привести и к монополизации рынка отдельными производителями, коррупции и росту цен на газ, говорится в отзыве Минэкономразвития на законопроект  (документ имеется у «Известий»).

По мнению экономического ведомства, все предлагаемые Минэнерго изменения на рынке уже работают — так, ценовое регулирование для предприятий ЖКХ и населения существует и сейчас, а крупнейшие поставщики в регионах уже обязаны исполнять заказы на поставку пропан-бутана. Определение же, по сути, единственного поставщика снизит конкуренцию, и доходность бизнеса, в свою очередь, упадет. Это дестимулирует производителей к дальнейшему распространению сбытовых сетей, считают в министерстве. При этом разница между регулируемой и биржевой ценой пропан-бутана дает возможность ГП безнаказанно перепродавать льготно приобретенный газ, к примеру, автозаправщикам, оставляя население без дешевого топлива. Что же касается коммерческих потребителей, то увеличение поставок СУГ (сжиженного углеводородного газа) по регулируемым ценам снизит количество газа, поставляемого на свободный рынок, и тем самым вызовет повсеместный рост газовых цен, предупреждает Минэк.

Минэкономразвития концептуально не поддерживает проект и считает целесообразным рассмотреть иные механизмы обеспечения поставок СУГ, подтвердили «Известиям» в пресс-службе ведомства. По данным «Известий», против предложения высказывались также РСПП, ТПП и все крупные производители пропан-бутана, в том числе «Новатэк», «Роснефть», «Лукойл», «Газпром нефть» и «Газпром газэнергосеть».

Предлагаемые разработчиком проекта меры не решают сохраняющиеся проблемы перепродажи газа, считает президент ТПП РФ Сергей Катырин.

ФАС также против предлагаемых изменений — создавать доминирующего игрока на свободном и регулируемом биржей рынке бессмысленно, считает начальник управления контроля ТЭКа ФАС Дмитрий Махонин. Несмотря на это, законопроект был поддержан Минстроем и региональными газовыми компаниями и сейчас находится на согласовании в Минюсте, сообщил «Известиям» представитель Минэнерго.

Гарантировать газовые поставки можно через субсидирование продажи сжиженного газа населению за счет средств федерального и региональных бюджетов, считает представитель Минэкономразвития.

Позицию Минэнерго понять можно — есть нуждающиеся в поставках слои населения, не имеющие возможности самостоятельно ездить на заправку баллонов, но их становится всё меньше, заметил Андрей Костин из Rupec. Без согласования Минэкономразвития закон не пройдет, но если обратиться к субсидированию, то придется решать вопрос и с Минфином, часто не желающим давать дополнительные субсидии, считает аналитик ФНЭБа Игорь Юшков. По его мнению, это заводит процесс продвижения законопроекта в тупик. 

Автор: Арсений Погосян

Источник: Известия, 26.07.2017


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Энергетический переход и «зеленая повестка» в России: мода или суровая реальность?
Авария на «Дружбе»: основные последствия
Авария на нефтепроводе «Дружба» стала главным «хитом» 2019 года в российской нефтянке. Прошел уже год, а внятного ответа на вопрос, что же произошло, так и не получено. А ведь под удар была поставлена репутация России как надежного поставщика нефти. Нефть с хлорорганикой попала в Белоруссию, в Венгрию, Польшу, Германию, Украину, другие страны. Авария привела к грандиозному международному скандалу. И это в тот момент, когда стало очевидным нарастание конкуренции на мировом рынке.
Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики