Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Санкции США могут навредить российским газопроводам только в одном случае

Санкции США могут навредить российским газопроводам только в одном случае

Противники строительства «Северного потока-2» в Европе считают новые санкции Вашингтона против Москвы контрпродуктивными не из-за расположения к России, США своими действиями грозят обрушить всю европейскую экономику. Об этом ФБА «Экономика сегодня» рассказал ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.

«Американские санкции, призванные саботировать строительство российских газопроводов, по сути, опоздали — ключевые решения по „Северному потоку-2“ приняты, деньги от европейских партнеров получены, даже закуплены и обетонированы трубы. „Турецкий поток“ уже активно прокладывается, этому проекту уже ничего не грозит.

Единственной проблемой, которую могут создать санкции российским проектам, связана с кораблями-трубоукладчиками. Угроза санкций может заставить компанию Allseas задуматься о продлении договоров аренды с „Газпромом“ таких судов. Собственными кораблями такого типа компания РФ не располагает, иначе прокладывала бы газопроводы своими силами. Это единственный препон, который, возможно, принесут американские санкции новым газопроводам РФ», — отмечает эксперт.

Сегодня американские СМИ заявили, что даже европейские противники «Северного потока-2» считают новые санкции Вашингтона против Москвы контрпродуктивными. К примеру, эксперт по вопросам энергетики в брюссельском исследовательском центе Bruegel Георг Захман счел, что США наживают себе больше врагов, чем им нужно. «По сути, если им не удастся „убить“ проект, они его только усилят», — отметил он. Недовольство в ЕС вызывает возможность налагать штрафы на европейские компании, участвующие в финансировании строительства российских газопроводов.

С особым цинизмом

Многие в Европе уверены, что Вашингтон бьет по «Северному потоку-2» исключительно ради своих коммерческих интересов. О чем не первый месяц открыто говорят лидеры Германии и Австрии, а в последнее время осознали это и в Брюсселе. 

«ЕС не столько расположены к России, сколько осознали угрозу действий США собственной экономике. Американцы с особым цинизмом прописали в санкционном законе, что он направлен на поддержку „экспорта энергетических ресурсов США с целью создания в стране рабочих мест“. То есть перекрывая санкциями России возможность поставлять газ Европе они намерены нарастить добычу собственного сжиженного природного газа (СПГ).

Этот СПГ будет танкерами ввозиться в ЕС и продаваться из-за отсутствия альтернатив. Естественно, он существенно дороже российского трубопроводного газа. И европейцы понимают: вслед за ценой топлива вырастет стоимость электроэнергии и отопления в ЕС. Как следствие, подорожают все производимые в Европе товары, что делает их менее конкурентоспособными в сравнении с американскими на мировом рынке.

ЕС понимает: США решает свои экономические проблемы за счет вышвыривания Европы с мирового рынка. И этот фактор становится катализатором серьезных проблем в американо-европейских отношениях. И если новым российским газопроводам новые санкции грозят по минимуму, то интересы бизнеса и элиты ЕС попадают под мощный удар. Стоит напомнить, что если раньше Вашингтон согласовывал введение новых санкций с Брюсселем, то сейчас США мнение Европы просто проигнорировали», — подчеркивает специалист.

Чем ответит Брюссель?

Сегодня глава Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер планирует на встрече с чиновниками ЕС обсудить американские санкции и возможные ответные меры на них европейцев. Уже предлагалось несколько вариантов ответа — от блокирования действия новых американских санкций на территории ЕС до введения ответных мер экономического давления на США — к примеру, ограничить американским компаниям доступ к кредитам в европейских банках. 

«Проблема Европы в том, что она разобщена, и выработать единую позицию вряд ли удастся быстро. В санкционной политике голоса всей участников ЕС равны — при голосовании решение Германии и какой-нибудь Румынии равноправны. И если хотя бы одна страна ЕС голосует против, решение не принимается. Так, если б при очередном продлении санкций против РФ те же Италия или Венгрия изменили традиционное решение, санкции с Москвы были бы сняты.

В сегодняшнем случае вопрос ответа США может упереться в нежелание поддержать мнение большинства американскими сателлитами — такими, как Польша, Литва, Латвия или Эстония. Процесс их „убеждения“ может сильно затянуться. Но мы видим, что Германия уже начала давление на Польшу и Прибалтику, осталось лишь понять, насколько эти действия эффективны», — заключает Игорь Юшков.

Автор: Максим Бут

Источник: Экономика сегодня, 26.07.2017


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности
В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики