Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Немцы начали отказываться от проектов по «Северному потоку-2»

Немцы начали отказываться от проектов по «Северному потоку-2»

Германия меняет российский газ на американский

Спустя сутки после объявления США новых санкций против России немецкое федеральное сетевое агентство Bundesnetzagentur вычеркнуло из программы строительства газопровода «Северный поток-2», против которого выступает Вашингтон, пять структурных проектов. Обоснование тому — технические недостатки. Впрочем, возможно, это только пробный камень. Не исключено, что требования США будут вынуждены выполнить и другие европейские инвесторы России. Вашингтон запретил им вкладывать деньги в данный проект. Если они выполнят это условие, будущее газопровода, в который вложено $2 млрд, окажется под вопросом.

Как разъясняет немецкий регулятор, «пять связанных с расширением проектов Nord Stream ненадежны. Они должны быть добавлены в план развития газопроводной сети только тогда, когда получат соответствующее разрешение». При других обстоятельствах на такое — вроде бы чисто техническое — решение не обратили бы внимания. Но поскольку оно прозвучало буквально через день после предъявления России очередных американских санкций, то сразу приобрело широкий резонанс.

Сам отказ в подпроектах «Северного потока-2» не является большой проблемой. По словам замглавы Фонда национальной энергетической безопасности Алексея Гривача, решение предполагает небольшие изменения газовой инфраструктуры Германии, которые потребуются после пуска основного трубопровода. Такие коррективы вносятся регулярно и для реализации проекта не имеют ключевого значения.

Тем не менее создан прецедент, который дает основание предположить, что это только начало — российскому газопроводу предъявили первую же попавшуюся под руку претензию. Затем последуют более серьезные решения. В частности, отказ ряда крупных европейских энергетических компаний, которые обеспечивают половину инвестиций, от участия в сделке. Американские санкции выставили порог в $5 млн зарубежных вложений в год в любой российский проект. Превысивший его инвестор будет серьезно оштрафован. Ранее пять европейских компаний, финансирующих «Северный поток-2» — французская Engie, австрийская OMV, англо-голландская Royal Dutch Shell и немецкие Uniper и Wintershall, — обещали вложить в него по $950 млн. Ссориться с Вашингтоном им не с руки. OMV уже заявила, что исполнит обязательства по проекту, но сделает это с учетом новых санкций США.

Тем не менее ставить крест на российском газопроводе Старый Свет не спешит. Во-первых, проделана огромная работа — подписаны тысячи межправительственных и внутренних соглашений, подготовлены сметы и техническая документация, освоены $2 млрд средств, началась прокладка трубы, идут поставки комплектующих в транзитные страны.

Еврокомиссия официально заявила, что намерена оперативно принять конкретные решения для защиты континентальных интересов. У ЕС есть варианты ответа на ограничения США своими контрмерами. Например, председатель Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер предлагал наложить вето на санкционное преследование интересов европейского бизнеса в России.

У Брюсселя есть еще одна важная причина встать на защиту «Северного потока-2». Вашингтон прямо говорит, что собирается поставлять в Европу в замену российского свой газ. Вводя новые санкции, американцы заодно устраняют с рынка своего главного газового конкурента — Россию. Однако вряд ли США сами способны закрыть рост потребления топлива в Старом Свете. Газ американцы собираются поставлять в сжиженном виде. Несколько их танкеров с СПГ уже совершают рейсы между континентами. Однако это единичные сделки, не влияющие на глобальный рынок. Для поставок голубого топлива в большинство государств континентальной Европы требуются мощные терминалы по приему СПГ. Таких в ЕС единицы, а строительство новых приведет к затратам, заметно превышающим инвестиции в российский газопровод.

Как отмечает заведующий сектором Института энергетики и финансов Сергей Агибалов, американское топливо обойдется европейцам значительно дороже. Несмотря на то что себестоимость добычи сланцевого газа в США меньше, чем природного в РФ, затраты на строительство заводов по сжижению и создание флота танкеров приведут к тому, что американское сырье окажется на 10–20% дороже российского. В связи с этим Брюсселю придется проявить недюжинную дипломатическую гибкость, чтобы, с одной стороны, остаться вместе с Вашингтоном в лагере политических противников России, с другой — сохранить для себя возможность роста поставок энергоресурсов из нашей страны.

Автор: Николай Макеев

Источник: Московский комсомолец, 27.07.2017


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности
В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики