Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Санкции США к «Северному потоку-2» поставили Европу на «паузу»

Санкции США к «Северному потоку-2» поставили Европу на «паузу»

Возможный отказ Engie от участия в финансировании «Северного потока-2» — ожидаемая реакция европейского бизнеса на выжидательную позицию Евросоюза. Об этом ФБА «Экономика сегодня» рассказал ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Станислав Митрахович

«Мир впервые сталкивается со столь масштабным применением санкций против крупного государства, как это делают США в отношении России, потому в растерянности насчет последствий происходящего все. Европейские партнеры „Газпрома“ по строительству трубопровода не могут просчитать, насколько серьезны будут последствия введения санкций и в каком объеме США потребуют их выполнения. Потому позиции разных компаний диаметрально расходятся.

Выжидательную позицию заняло и руководство ЕС. Несмотря на громкие заявления руководства Германии, Берлин на днях не утвердил инфраструктурные проекты, которые придется реализовывать с вводом газопровода. Это выдает неуверенность в том, что „Северный поток-2“ будет введен в эксплуатацию. Все гадают, как будет развиваться история и думают, как не понести убытков», — отмечает эксперт.

Крупнейшая французская энергетическая компания Engie, ставшая одним из партнеров «Газпрома» в финансировании проекта «Северного потока-2,» заявила, что может приостановить финансирование, если правительство США примет закон об антироссийских санкциях. Заместитель гендиректора компании Пьер Шарейр заявил, что таким образом компания стремится избежать санкций.

"Речь идет уже не просто об участии одной компании в финансировании — европейский бизнес ждет реакции Брюсселя и национальных правительств Европы, которые могут и должны защищать их интересы, — подчеркивает замгендиректора по газовым проблемам Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач. — Если американские санкции будут реализованы в полном объеме, любая сотрудничающая с РФ в сфере энергетики компания подвергнется многомиллионным штрафам, а ее бизнес в США ставится под угрозу. Едва ли кто-то решится нарушить санкционный режим«.

Американские санкции ставят под угрозу энергобезопасность Европы

Изначально предполагалось, что Engie, OMV, Shell, Uniper и Wintershall получат доли в проекте «Северный поток-2». Но весной с ними было подписано соглашение о новой модели финансирования. Европейские компании пообещали в равных долях предоставить 4,75 миллиарда евро в виде долгосрочных кредитов. А 15 июня зампред правления «Газпрома» Александр Медведев сказал, что партнеры уже перевели более 1 млрд евро. 

При этом 27 июля другой участник проекта — корпорация Shell — заявила о готовности выполнять взятые на себя обязательства по денежному обеспечению расширения «Северного потока». Газопровод из России в Германию через Балтийское море протяженностью 1220 километров и мощностью 55 миллиардов кубометров в год. Сегодня Берлин заявил о недопустимости наложения на европейские компании санкций за сотрудничество с Россией в энергетической сфере.

«Под угрозу ставится не просто уход какой-то компании из проекта строительства газопровода. Под ударом оказывается вся нефтегазотранспортная сеть РФ и поставки сырья в Европу. То есть под угрозой вся энергетическая безопасность ЕС и ее финансовые интересы. Еврокомиссия и власти Евросоюза в теории обязаны противопоставить свой политический вес для отстаивания своей позиции перед американскими партнерами.

С другой стороны, сегодня невозможно предсказать, как именно Брюссель, а также национальные правительства решатся отстаивать свои интересы и защищать бизнес. Вся сложившаяся ситуация уникальна, а противоречия между ЕС и США в последние месяцы только обострялись. Перейдут германия и Австрия от слов к делу, или предпочтут не ссориться с Вашингтоном и поступиться собственными интересами, покажет время», — заключает Алексей Гривач.

Автор: Максим Бут
 
Источник: Экономика сегодня, 28.07.2017

Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности
В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики