Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Санкционный ликбез, или Как США сами себя загнали в угол

Санкционный ликбез, или Как США сами себя загнали в угол

В последние недели основной политико-экономической темой в России стал американский законопроект о новом пакете санкций США в отношении Москвы, Пхеньяна и Тегерана. 

Основной мишенью санкций является проект «Северный поток-2»

При этом, вполне определенные силы пытаются показать это нововведение, как страшный удар по экономике России, который якобы приведет к самым негативным последствиям, и это, несмотря на то, что никто даже в США не знает, как на практике будет применяться этот закон.

Здесь ясно только одно – во-первых, он не выгоден администрации президента США Дональда Трампа, а, во-вторых, он, в любом случае, будет принят, поскольку Белый дом даже при наличии права вето не сможет сопротивляться коллективному решению американского Конгресса.

Доцент кафедры экономической безопасности РАНХиГС Павел Грибов в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» пришел к выводу, что о реальной угрозе для России пока здесь говорить рано, поскольку специфика этого законопроекта не касается напрямую наших внутренних проблем.

«Главный вопрос, который возникает в контексте этих санкций – это ситуация с «Северным потоком-2», но, вместе с тем, нужно понимать, что санкции частично были смягчены в контексте дискуссии между Белым домом и структурами Конгресса», - заключает Грибов. 

Новый вариант санкций менее жесткий, чем изначальный

Напомним, что проблема этого законопроекта США заключается в его экстерриториальном характере, вследствие чего, американские власти получат право вводить санкции против любых мировых компаний за то, что они вошли в сотрудничество с нашим энергетическим сектором.

«В ходе переговоров между Белым домом и Конгрессом в этом законопроекте были смягчены не сами санкции, а многие формулировки данного нормативного акта. Многое из того, что носило там императивный характер и что предполагалось попросту запретить, теперь носит умеренную формулировку, и это существенно скажется на практическом применении этого закона», - констатирует Грибов.

Кроме того, не нужно забывать и про фактор Евросоюза, который крайне недоволен самим фактом этих санкций, напрямую затрагивающих европейские интересы. Поэтому и появились все эти разговоры про то, что Брюссель ответит на новый американский законопроект.

«Что касается российской экономики, то главный вопрос для нас – это ситуация с «Северным потоком-2», а также с «Турецким потоком», а значит больший объем и надежность экспорта российского газа. И здесь нужно понимать, что трубы для этих проектов мы уже закупили в Евросоюзе, а, значит, основная проблема касается работы европейских компаний, которые будут укладывать эти газопроводы по морскому дну. Вот здесь действительно возможны нюансы», - резюмирует Грибов. 

При этом, все это не имеет отношения к нашим внутриэкономическим проблемам, поскольку американский законопроект, по своей сути, затрагивает только энергетический рынок Евросоюза.

Американцы пытаются пролоббировать свой СПГ на европейском рынке

Руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник в комментарии для ФБА «Экономика сегодня»заметил, что практическое значение этого законопроекта США касается не только санкций против России, но и лоббирования интересов американского сланцевого газа на энергетическом рынке Евросоюза.

«Влияя на наши энергетические проекты на европейском рынке, американцы, тем самым, продвигают здесь свои. Такая политика уже вызвала у европейцев недоумение, о чем публично заявили правительства Германии, Франции и Австрии, а также все наши партнеры, которые участвуют в софинансировании проекта «Северный поток-2», - заключает Пасечник.

По словам Александра Михайловича, это ставит целый ряд вопросов по будущему кооперации в рамках «Северного потока-2», но важно здесь то, что на 2017 год «Газпром» уже освоил ту часть финансирования, которую должны были здесь заплатить европейские партнеры. 

«Деньги в настоящий момент находятся у оператора проекта – компании Nord Stream AG, и это известный факт. Поэтому под угрозой данного американского законопроекта интересы не только «Газпрома», но и всего пула его европейских партнеров», - констатирует Пасечник.

Трамп в этом вопросе старается снизить уровень конфликтности

С другой стороны, как считает эксперт, эта ситуация с санкциями несколько удивляет, поскольку изначально мы ждали от администрации Трампа других, более позитивных решений по вопросу российско-американских отношений.

«Все это говорит о том, что Трамп на сегодня скован действиями конгрессменов и вынужден вести политику в том же русле, что и его предшественник. Основной тон здесь задает Конгресс, и это нам показывает, что Белый дом не свободен здесь в своей политике. Финальное решение по законопроекту остается за ним, но Тармп все равно его подпишет, поскольку конфликт с Конгрессом из-за России не соответствует политическим интересам президента США», - резюмирует Пасечник.

Кроме того, России не выгодно, чтобы он наложил здесь право вето, поскольку Конгресс, в любом случае, его преодолеет, а в случае «доработки» санкции будут только усилены. 

«Пока все те ограничения, которые есть в законопроекте, имеют возможность для обхода, да и можно вспомнить прецедент с ExxonMobile, оштрафованную за нарушение санкционного режима США за сделку с «Роснефтью» на очень символическую сумму», - заключает Пасечник.

Европейцы будут пытаться уйти от конфликта с США

Поэтому здесь много нюансов, не говоря уже про то, что этот законопроект стал яблоком раздора между США и Евросоюзом, а это со стратегической точки зрения должно быть выгодно нашей стране.

Заведующий сектором региональных проблем и конфликтов отдела европейских политических исследований ИМЭМО РАН Константин Воронов в беседе с ФБА «Экономика сегодня» отметил, что у США и Евросоюза из-за этих санкций обозначилась «сфера конфликтности».

«Учитывая манеру поведения европейцев, на первом этапе, пока эти санкции носят голословный характер, они попытаются избежать прямого конфликта США и попытаются решить этот вопрос каким-то неформальным образом, в духе политических переговоров, а вот если этого не получится, то тогда Евросоюзу придется выбирать новую модель поведения», - констатирует Воронов.

Ведь это  крайне серьезный удар по евроатлантическому единству, но европейцы очень бояться за свои интересы в сфере энергетики и будут вынуждены пойти здесь на конфликт с США. 

«На начальном этапе европейцы сконцентрируются на поиске вариантов выхода из создавшейся ситуации и будут пытаться увещевать США. Они будут стараться выйти из прямого конфликта с США, тем более, сейчас для этого наметились определенные надежды, учитывая тот факт, что эти новые американские санкции были все-таки качественно скорректированы», - резюмирует Воронов.

Константин Валентинович считает, что Евросоюз рассчитывает на то, чтобы избежать прямого конфликта с США и будет действовать здесь по ситуации – впрочем, как и Россия, и это говорит нам о том, что бы там не делал Конгресс США, «Северный поток-2» для континента гораздо важнее. 

Источник: Экономика сегодня, 29.07.2017


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Последние санкционные решения Запада и их влияние на российский нефтегаз
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса
Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики