Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Минприроды заложило бомбу под экономику России

Минприроды заложило бомбу под экономику России

Новые американские санкции, которые накануне утвердил президент США Дональд Трамп, могут оказаться не самым страшным испытанием для России. По оценкам экспертов, чиновники правительства РФ запрограммировали не менее серьезные проблемы для отечественной экономики. Речь идет о принятых в Минприроды РФ новых экологических правилах, на основе которых стране по меньшей мере грозит замедление развития, а в худшем случае – возможна дальнейшая деиндустриализация.

Тема экологических проблем и глобального потепления уже давно стала поводом для политических и экономических войн и шантажа. Эксперты считают, что ратификация Россией Парижского соглашения по климату и, как следствие, принятая Министерством природных ресурсов и экологии РФ методика по учету объема поглощающей способности лесов – РОБУЛ («Региональной оценки бюджета углерода лесов») – совершенно очевидно бьет (тем более в условиях санкций) по конкурентоспособности отечественной промышленности, а при таком неграмотном регулировании этой сферы становится бомбой замедленного действия для главных экспортных отраслей страны.

Ключевой внутриполитической угрозой, связанной с началом выполнения обязательств по Парижскому соглашению, для российской экономики является не столько разработанный законопроект о парниковых газах, который может ввести новые ограничения на эмиссию и обязать компании отчитываться о выбросах в атмосферу, сколько намерение ввести «налог на углерод» и новые правила Минприроды РФ.

Суть налога – введение платы за сверхнормативные выборы углерода в атмосферу и создание рынка квот на эмиссию. Генерирующие компании уже предупреждали, что введение такого сбора повысит нагрузку на энергетические предприятия и приведёт к значительному росту цен на электроэнергию: при налоге в 15$ за тонну эквивалента С02 тариф в европейской части России вырастет на 27%, а в Сибири – на все 55%. Последствия для экономики очевидны – рост цен на продукцию отечественных производителей, и, как следствие, дополнительный скачок инфляции вкупе с повышением стоимости конечного товара, в том числе в магазинах.

Но проблема не только в налоге. Эксперт аналитического портала «Сонар-2050» Иван Лизан в  пришел к выводу, что при использовании существующей одобренной Минприроды РФ методики РОБУЛ объем поглощающей способности лесов России занижается в 4-5 раз. В ближайшей перспективе только это может привести к проблемам для роста российской промышленности и экономики, так как Россия взяла на себя обязательства по Парижским соглашениям, ограничивающим выброс углерода.

«При использовании методики «Региональной оценки бюджета углерода лесов» (РОБУЛ), Россия всегда будет нетто-эмитентом углекислого газа, тогда как по методике, например, ВНИИЛМ может стать нетто-поглотителем к 2030 году. Альтернативных РОБУЛ методик масса, и все они дают более оценку, в разы превышающую существующую», – пишет эксперт в исследовании и подчеркивает, что в России существует множество соответствующих критериям ООН альтернативных методик подсчёта способности лесов поглощать из атмосферы углерод, но чиновники Минприроды РФ используют явно ущербный подход.

Согласно методике РОБУЛ, основанной на базе научных исследований 60-90-х гг. прошлого века, поглощающая способность российских лесов с 1990 до 2030 года вырастет с 370 млн тонн до уровня 400-650 млн тонн углерода в зависимости от динамики лесозаготовок. Согласно одной из альтернативных методик – от Всероссийского НИИ лесоводства и механизации лесного хозяйства (ВНИИЛМ) – те же цифры, соответственно, составляют 1,945 млрд тонн и 2,4 млрд тонн. Другие существующие методики также оценивают способность российских лесов к поглощению до 10 раз выше.

Лизан также обратил внимание, что методика РОБУЛ учитывает устаревшие и ненадежные данные инвентаризации, кроме этого уменьшает глубину поглощения почвой углерода. Например, если в США учитывается накопление углерода в почве на глубине до 1 метра, то в России – только на 30 см, а также часто дважды учитывает одни и те же потери при вырубке леса и пожарах, и не берет в расчет огромные территории тундры, так как там низкий и редкий лес.

«Методика РОБУЛ делает невозможным экономический рост в стране без нарушения Россией обязательств по Парижскому соглашению. Таким образом, РОБУЛ не позволяет создать «подушку безопасности» из неиспользованных квот на выбросы углекислого газа в атмосферу», – отметил эксперт.

По его оценке, изменение только методики подсчёта поглощающей способности лесов позволит создать надежный дополнительный задел для роста экономики страны без нарушения обязательств по Парижскому соглашению. Однако, как получается, чиновники Минприроды РФ против развития отечественной промышленности.

Заместитель председателя Комитета Российского Союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Юрий Максименко в интервью РИА «Новый День» пояснил, что эта методика РОБУЛ действительно вызывает большие опасения в добывающих отраслях, в частности, в угольной, представители которой опасаются, что эта «парниковая компания» направлена против них.

По словам Максименко, Парижское соглашение по климату было создано в результате сформированного мирового «тренда» по борьбе с парниковыми газами – в этом нет ничего необычного, но вся проблема в деталях.

«Парниковые газы уходят через лес. Считается, что наши леса, северные, бореальные, поглощают больше углерода, потому что на юге леса больше гниют и сами выбрасывают парниковый газ в атмосферу», – сказал Максименко.

В то же время он подчеркнул, что западные эксперты настаивают на том, что российские леса неуправляемы, поэтому их поглощающая способность ниже, чем в других странах. Но чиновники Минприроды РФ, как получается, с этим согласны. «Если дерево падает и его не убирают, древесина тоже выделяет углекислый газ. В поглощении (углекислого газа) участвуют управляемые леса, за которыми ухаживают, которые вырубают. У нас же, например, в тайге, есть места, где не ступала нога человека», – сказал эксперт.

Руководитель спецпроектов Фонда национальной энергетической безопасности Александр Перов, комментируя сложившуюся ситуацию в интервью РИА «Новый День», со своей стороны согласился, что принятая Минприроды РФ методичка оставляет больше вопросов, чем ответов.

«Методика, которая была принята 30 июня 2017 года Минприроды, весьма и весьма неуклюжая. Там есть просто-напросто фактические ошибки – я вижу, что в ней один абзац противоречит другому абзацу. Видно, что она была подготовлена в спешке. Мне показалось, что это делали какие-то студенты под чьим-то мудрым руководством», – подчеркнул эксперт.

При этом Перов отметил, что не исключает, что принятие подобной системы учета было «продавлено» заинтересованной стороной.

«Альтернативные методики просто не рассматривались. Было сказано, что они знают, что предлагают оппоненты, что они (оппоненты) все дураки и что их методика самая лучшая. По рассказам тех людей, которые непосредственно участвовали в обсуждении данной методики, у меня сложилось ощущение, что есть определенные силы, которые хотят «сесть» на денежные потоки, которые возникнут после того как российские компании будут вынуждены учитывать и подсчитывать все свои парниковые выбросы», – сказал эксперт.

Он пояснил, что из-за того, что Россия активно включается в международную борьбу за климат, а также планирует участвовать в Парижском соглашении, у российских участников экономического процесса возникнет потребность регистрировать свои выбросы. И в этой ситуации возникают, в том числе, коррупционные риски.

«Хорошо известно, что когда чиновники принимают какой-то закон, согласно которому нужно что-то делать… Для того чтобы эти действия были «правильные», нужно обращаться за помощью к «правильной» организациям. Возникнут компании, которые должны будут помогать другим все это дело учитывать. И за это им будут платить денежку. Там крутятся больше деньги. Они захотели отхватить этого консалтингового пирога», – пояснил Перов.

В этой связи он отметил, что Парижское соглашение, в котором планирует участвовать Россия, не такое «безобидное», как может показаться, и напомнил, что его «наполнение» будет определяться в течение следующих двух лет.

«Нам говорят, что соглашение не предусматривает каких-то юридически-обязывающих ориентиров, сокращения выбросов, что каждая страна вправе выбирать свои национальные цели в Парижском соглашении, свои национальные действия в климатической сфере, направленные на сокращение выбросов парниковых газов. Но оно предусматривает регулярный пересмотр национальных целей по сокращению выбросов в сторону более амбициозных задач. То есть каждая страна раз в пять лет будет обязана увеличивать те ориентиры по сокращению выбросов, которые она на себя принимает», – подчеркнул Перов.

В таком случае российская промышленность оказывается в явно невыигрышном положении, так как наращивание производства, необходимое для развития российской экономики, становится крайне затруднительным, учитывая рамки РОБУЛа, в которые ее загнало Минприроды РФ. Более того, даже риск дальнейшей деиндустриализации страны становится очевидным.

Авторы: Мария Вяткина, Анастасия Смирнова

Источник: РИА Новый день, 03.08.2017


Аналитическая серия «ТЭК России»:

Нефтехимия и газохимия: непростой путь к высоким переделам
Мировой рынок СПГ: Россия и ее основные конкуренты
Три года под санкциями: как они повлияли на российский ТЭК?
Время летит быстро – прошли уже три года с весны 2014 года, когда Крым вернулся в состав РФ. Практически сразу против России были введены санкции, которые напрямую затронули нефтегазовый комплекс – основную отрасль российской экономики. Уже можно подвести первые итоги – как российский нефтегаз приспособился к санкционному режиму, насколько фатальными оказались его потери и как санкции повлияли на решимость иностранных компаний работать в России.
Рынок Азии: потенциал российского нефтегазового экспорта на восток
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2016 году и перспективы 2017 года

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики