Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Данные о турбинах защитят от иностранных спецслужб

Данные о турбинах защитят от иностранных спецслужб

Новые требования к поставщикам критически важного оборудования включают раскрытие данных о доступе и контроль за информационными каналами

Министерство энергетики РФ радикально обновит правила предоставления информации поставщиками критически важного оборудования — в том числе турбин для электростанций. Согласно подготовленному ведомством проекту требований при запуске газовых турбин, турбин ГЭС, объектов нефтеперекачки и добычи нефти, поставщики оборудования будут обязаны делиться данными о доступе к нему с Минэнерго и Федеральной службой по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК), которая также начнет лицензировать средства удаленного мониторинга оборудования.

Проект постановления правительства «Об установлении требований в отношении базовых (обязательных) функций и информационной безопасности при создании и эксплуатации на территории РФ систем удаленного мониторинга и диагностики технического состояния критически важного энергетического оборудования и порядке сертификации систем» уже готов и вынесен на общественное обсуждение разработчиком документа — Министерством энергетики России.

Новые требования коснутся только «критически важного энергетического оборудования», поставляемого в Россию. Согласно реестру такой техники, таковыми считаются газотурбинные установки (ГТУ), турбины гидроэлектростанций, а также часть участвующей в нефтеперегонке аппаратуры.

Потенциальными угрозами в документе названы такие явления, как получение информации и доступа к управлению объектом зарубежных спецслужб, криминальных элементов и структур, недобросовестных партнеров и хакеров.

По мнению представителей Минэнерго, важнее всего контролировать управление газовыми турбинами высокой мощности (от 200 МВт) — в этой области импортозамещения пока не произошло, и поставщиками по-прежнему выступают западные концерны, в частности германская Siemens и американская General Electric (GE).

Как следует из проекта постановления, компании-операторы энергетического оборудования будут обязаны раскрывать коды доступа и управления техникой. От поставщиков потребуют установить специальное антишпионское ПО на собственные системы удаленного мониторинга турбин — через них компании дистанционно следят за состоянием машин и могут оперативно исправить поломки. Сами средства удаленного мониторинга будут лицензироваться ФСТЭК.

Соответствующее ПО должно препятствовать дистанционному копированию информации, ее блокировке, уничтожению и перехвату по «недостоверным каналам связи», к примеру, зарубежными спецслужбами или «криминальными элементами» и хакерами, указывается в документе.

Аналогичные требования будут предъявляться и к российским компаниям и вступят в силу в 2018 году, сообщили «Известиям» в Минэнерго.

— Проведенная оценка рисков по информационной безопасности на объектах электроэнергетики показала, что при передаче и хранении данных по каналам связи за рубеж возможно удаленное управление энергетическим оборудованием вплоть до его отключения, — сообщили «Известиям» в пресс-службе Минэнерго.

Российские власти обсуждали возможность ограничения дистанционного мониторинга  данных с турбин из-за рубежа еще в 2015 году. Тогда, как писали «Известия», Минэнерго рассчитывало обязать иностранных поставщиков аккумулировать всю информацию в частных data-центрах на территории России, но впоследствии эта идея, по словам источников «Известий», отошла на второй план.

Бизнес-ассоциации еще не выработали своего мнения об инициативе Минэнерго. С ней пока не успели ознакомиться ни в Ассоциации европейского бизнеса, ни в Торгово-промышленной палате, сообщили «Известиям» в этих организациях. 

В Минпромторге также заявили, что не получали проекта на согласование. В то же время предложения по повышению информационной безопасности в ключевой инфраструктуре в министерстве поддерживают, сообщили в пресс-службе ведомства.

— GE ведет свою деятельность в России в соответствии с российским законодательством и следит за процессом разработки новых законодательных требований, — сообщил представитель американской компании. 

Вся обработка данных с турбин компании осуществляется только в России, удаленного контроля оборудования компания не имеет, заверил «Известия» представитель Siemens. 

 — Изменения назрели давно, поставщики часто передают стратегическую информацию в свои зарубежные офисы под видом «технической», пояснил председатель подкомитета по информационной и промышленной безопасности ТПП Андрей Костогрызов. — Лицензирование оборудования дистанционного мониторинга — вполне распространенная процедура во многих странах мира, в тех же США. Если у компаний там не возникало проблем с предоставлением информации, то неясно, почему они должны возникать здесь.

Вероятность того, что иностранцы откажутся вписываться в новые требования, мала — вряд ли кому-то хотелось бы потерять российский рынок, считает эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.

— Компании вроде GE зарабатывают миллиарды на поставках, а еще больше на обслуживании турбин. Россия для них — рынок пока небольшой, но растущий. Такие турбины часто заказывают на отдаленные месторождения для выработки электроэнергии и даже с падением курса рубля заказывать их меньше не стали, — отметил Игорь Юшков.

По оценкам аналитиков, сейчас в России работает более 150 иностранных турбин средней и высокой мощности. Минпромторг и Минэнерго уже несколько лет работают над созданием собственных российских турбин высокой мощности, но их разработка завершится, вероятно, не раньше 2025 года. 

Автор: Арсений Погосян

Источник: Известия, 04.08.2017


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции очередного года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь он не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.
Цифровизация и ее последствия для нефтегаза: мифы и возможная реальность

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики