Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Украинской трубе подбирают ремонтную бригаду

Украинской трубе подбирают ремонтную бригаду

Владимир Путин и Юлия Тимошенко обсудили модернизацию газотранспортной системы

В среду в Москве прошли российско-украинские переговоры на высшем правительственном уровне. Премьеры двух стран Владимир Путин и Юлия Тимошенко пообщались как с глазу на глаз, так и в широком составе - с участием правительственных чиновников. Центральной темой стал газовый вопрос. В частности, подписанная недавно Украиной и ЕС так называемая брюссельская декларация (документ о модернизации украинской газотранспортной системы за счет ЕС). «В этом документе нет ни слова об участии России как главного поставщика энергетических ресурсов в Европу», - напомнил Тимошенко Путин.

Месяц спустя

Приехать в Москву на двусторонние переговоры и заседание межправительственной комиссии Юлия Тимошенко планировала в марте. Однако российская сторона в последний момент попросила визит перенести, мотивировав это «необходимостью проанализировать подписанную Киевом и Брюсселем декларацию о модернизации украинской газотранспортной системы». Декларация, по сути, интегрирует украинскую ГТС в европейскую. В частности, предусматривает равный доступ к трубе для всех поставщиков (по мнению российской стороны, это приведет к увеличению компаний-посредников) и доступ третьих сторон к газовым хранилищам на Украине. В обмен на соблюдение этих условий Брюссель пообещал выделить Киеву на модернизацию ГТС $2,57 млрд.

Российские власти, проанализировав документ, отметили: декларация не учитывает интересы России как главного поставщика газа на Украину, а также через нее - в Европу. Владимир Путин в конце марта в Сочи предложил воссоздать международный консорциум с участием Украины, России, Германии и Франции (впрочем, эта структура в реальности так и не заработала, хотя Россия и перечислила в ее уставный фонд $17 млн), который взял бы в управление украинскую ГТС с условием ее модернизации.

В среду Юлия Тимошенко заявила, что не против участия России в модернизации украинской ГТС. Однако предложение о возрождении многостороннего консорциума никак не прокомментировала. Таким образом, она дала понять, что отказываться от предложенных Брюсселем $2,57 млрд в Киеве пока не намерены. Не подтвердилась и информация о том, что до переговоров между сторонами был согласован проект межправительственного соглашения, которое де-факто предусматривало строительство отдельной трубы на территории Украины для «Газпрома». Во всяком случае, никаких межправительственных соглашений в энергетической сфере стороны в среду не подписали: ограничились соглашениями о совместном завершении строительства Хмельницкой АЭС и открытии торгпредств.

Вместе с тем российская сторона дала понять, что соглашаться с брюссельской декларацией, если ее условия не будут пересмотрены с учетом интересов России, не намерена. «Необходимо учитывать новые реальности: мы основной поставщик газа через украинскую ГТС. Когда мы видим, что предусматривается возможность увеличения мощности газопроводов на 60 млрд кубометров газа, у нас возникает вопрос: а газ-то откуда?» - заявил по окончании переговоров Владимир Путин.

Вице-премьер Игорь Сечин в беседе с корреспондентом «Газеты» напомнил: по украинским законам передавать в собственность национальную ГТС нельзя. «Поэтому декларация, возможно, противоречит украинскому законодательству, ведь на период окупаемости проекта она предлагает передачу некоему оператору всех прав по управлению ГТС Украины», - предупредил Сечин.

Давление рублем

Однако у Москвы сохраняются экономические рычаги влияния на Киев. Главный из них - необходимость закачки украинской стороной в свои хранилища 19,5 млрд кубометров газа для нормальной работы ГТС и в преддверии будущей зимы. «Закачивать газ в хранилища они должны были две недели назад. Однако пока этот процесс толком не запустился», - рассказал источник в правительстве.

Напомним, что в январе между сторонами вроде бы была достигнута договоренность о закачке газа в украинские хранилища в счет оплаты «Газпромом» транзита газа европейским потребителям. Однако в среду Тимошенко пообещала только начать подготовку проекта межправсоглашения о постепенной оплате загоняемого в хранилища газа «в счет предварительной оплаты «Газпромом» услуг по транзиту». Не факт, что это соглашение будет одобрено российской стороной. При этом поздно вечером на информационных лентах появилось сообщение со ссылкой на источник в российской делегации, что Путин и Тимошенко договорились об оплате «Нафтогазом Украины» газа за апрель за счет аванса, который «Газпром» перечислит «Нафтогазу Украины» за транзит газа в течение всего 2009 года. При этом речь идет о газе, который уже дошел до конечных потребителей. Из каких источников «Нафтогаз Украины» собирается оплачивать газ, забираемый в хранилища, пока неясно. Есть выход - госкредит в $5 млрд (кстати, сейчас столько стоят 20 млрд кубометров газа), о котором Украина уже более месяца просит Россию. Однако пока Москва кредитовать Киев не готова. «Эта тема требует дополнительного исследования, изучения и консультаций. На сегодняшний день окончательного решения нет», - признался Путин. Вместе с тем Россия не намерена штрафовать Украину за недобор законтрактованного газа: «Мы понимаем Украину. Договоренности о невзимании штрафных санкций с «Газпромом» есть. Сегодня экономическое состояние Украины не самое лучшее». Потери «Газпрома» при отказе от штрафов Путин оценил в $2 млрд.

Хотя Владимир Путин и Юлия Тимошенко не договорились в среду по ключевым вопросам, Игорь Сечин оценил результаты переговоров положительно: «Сам факт проведения переговоров - уже плюс. Идет обсуждение сотрудничества по многим направлениям».

Какую модель модернизации украинской газотранспортной системы вы считаете более жизнеспособной?

Константин Симонов / руководитель Фонда национальной энергетической безопасности:

- Самой экономически выгодной для нас была бы, конечно, модель, которая предложена Европой и зафиксирована в декларации от 23 марта. То есть, грубо говоря, Европа платит, а мы поставляем газ. Однако Европа на самом деле прекрасно понимает, что декларация была исключительно политической и Россия на нее очень нервно среагировала. В реальности там платить деньги не собираются. Так что если смотреть на вещи реально, то остается единственная возможность: мы с Европой скидываемся, ремонтируем трубу и обеспечиваем сохранность транзита. При этом Украина ничего сделать не может, ведь она по большому счету сейчас является просто географическим объектом: все решения, которые подписывает политическое руководство страны, совершенно нежизнеспособны. И они это сами признают: Тимошенко подписала декларацию от 23 марта, но сейчас от нее отказывается; Ющенко сказал, что признает соглашения от 19 января с Россией, а теперь говорит, что их надо переписывать. Фактически там творится полный хаос и бардак. Значит, мы с Европой должны договориться о следующих принципах: что, повторюсь, и им, и нам придется скидываться, что трубу надо брать в общее управление - тогда, если Украина будет под надежным контролем, то и обходные газопроводы, возможно, станут не нужны. Наконец, хорошо было бы еще и решить вопрос о едином кандидате на президентских выборах на Украине - это было бы совсем здорово. Причем я бы, конечно, на Тимошенко ставку не делал.

Автор: Максим Товкайло

Источник: GZT.ru, 29.04.2009


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Литий – новое эльдорадо энергетики?
Энергетический переход, с одной стороны, справедливо воспринимается российскими нефтегазовыми компаниями как угроза их бизнесу. С другой стороны, нужно искать в новой энергетике и новые возможности. Одной из них является производство лития – важнейшего сырьевого компонента для аккумуляторов электромобилей. Отрасль стремительно растет, что открывает другие горизонты. В том числе и для традиционных ТЭК-компаний. Литий уже вызывает повышенный интерес в России, что требует внимательного изучения темы.
Последние санкционные решения Запада и их влияние на российский нефтегаз
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики