Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Совбез выступил против экспортной монополии «Газпрома»

Совбез выступил против экспортной монополии «Газпрома»

Межведомственная комиссия при Совете безопасности России рекомендовала определить условия либерализации экспорта

Совбез России предложил ограничить экспортную монополию «Газпрома». Межведомственная комиссия при совете рекомендовала правительству определить условия либерализации экспорта российского газа, пишут «Ведомости» со ссылкой на протокол заседания. 

Есть два пути либерализации экспорта — ограничение монополии «Газпрома» на поставки газа по трубопроводам за рубеж и увеличение объема экспорта сжиженного природного газа. Как возможные изменения скажутся на корпорации?

Алексей Гривач, заместитель генерального директора по газовым вопросам Фонда национальной энергетической безопасности: «Рынок сжиженного газа сейчас сложный, будет высокая конкуренция с новой мощностью и при этом низкие цены на углеводороды, это создает проблемы. То есть мы должны быть очень конкурентной ресурсной базой, и затраты по сжижению, по логистике, доставке газа на рынки должны быть очень маленькими, чтобы можно было зарабатывать деньги на этом рынке. Если этот газ придет на тот же рынок, куда поставляет «Газпром», например, на европейский, и создаст конкуренцию, то это будет оказывать давление на цены и, соответственно, сокращать экспортную выручку. Но в каком диапазоне — это, конечно, будет связано с конкретными условиями, которые сложатся к тому моменту на рынке».

Как считает директор по энергетическому направлению Института энергетики и финансов Алексей Громов, главная задача государства в том, чтобы либерализация не сказалась на бюджетных поступлениях от газовых компаний.

Алексей Громов, директор по энергетическому направлению Института энергетики и финансов: «Главное, что появился позитивный сигнал от руководства — над этой проблемой нужно думать, потому что очень долгое время, вы знаете, как говорится, единый экспортный канал оберегали как священную корову. Второе: если говорить о практической реализации таких инициатив, то к этому нужно подходить к этому крайне осторожно. Думаю, что это вопрос не одного заседания и не ближайших недель. Требуется взвешенное решение с тем, чтобы, с одной стороны, создать необходимые условия для того, чтобы другие российские компании могли быть подключены к экспорту газа за рубеж, в том числе по западному и по восточному направлению, и также сделать условия такими, чтобы возникшая неизбежно конкуренция между российскими поставщиками не наносила ущерб государству в виде того, что когда идет конкурентная борьба, падают цены на внешних рынках. Если говорить именно о сегменте СПГ, то, безусловно, целевыми рынками является рынок Азиатско-Тихоокеанского региона. Причем сейчас это не только Япония, Корея, Китай, Тайвань, но и рынки стран Южной Азии. Это и Индия, которая сегодня масштабно уже вышла на рынок СПГ как крупный его потребитель, это и Бангладеш, это и Пакистан. Скоординированная стратегия выхода на рынки, на которых Россия еще не представлена, действительно важна в силу того, что мир сегодня входит в период переизбытка предложения сжиженного природного газа, как минимум до 2020 года».

Если независимые производители газа получат доступ к экспортной трубе пропорционально доле в добыче, выручка «Газпрома» может снизиться на 6,5 млрд долларов, говорит собеседник «Ведомостей». «Газпром» отправляет на экспорт около 40% добытого газа. 

Источник: BFM.RU, 07.08.2017


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса
Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.
Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики