Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Через год на спасение украинского транзита газа понадобится $10 млрд

Через год на спасение украинского транзита газа понадобится $10 млрд

Украинская газотранспортная система изношена и нуждается в полной модернизации, на которую у Киева нет денег. При этом до конца контракта с "Газпромом" ГТС отработает без проблем в силу неполной эксплуатации, говорит ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков

Если "Нафтогаз Украины" будет экономить на инвестициях в газотранспортную систему страны, это может обернуться техническими проблемами с транзитом, говорят украинские чиновники.  

"Считаю бестолковой политику "Нафтогаза" относительно транспортной системы. Они ее для себя, скажем, уже зачеркнули и не рассматривают в 2019 году. С такой позицией "Нафтогаза Украины" мы можем дойти до того, что "Укртрансгаз" может быть технически не готов к прокачке газа", - сказал глава Минэнерго Украины Игорь Насалик.

Несмотря на то, что 100% "Укртрансгаза" принадлежит "Нафтогазу", между топ-менеджментами обеих компаний уже почти год длится серьезный конфликт, связанный с разницей в подходах по ключевым вопросам. Среди них - отношение к самой газотранспортной системе. "Укртрансгаз" занимается эксплуатацией системы магистральных газопроводов и 12 подземных хранилищ газа.

При этом в "Нафтогазе" начали активно сокращать инвестиции в ГТС. В середине июня в компании обсуждался финансовый план "Укртрансгаза" на текущий год, по его итогам сообщалось о корректировке объема инвестицй в газотранспортную систему. Повод - риски прекращения транзита российского газа. 

Позиция "Нафтогаза" по инвестициям в ГТС, вызванная политическими соображениями, может серьезно ударить по экономике страны. "Если она (ГТС) будет не готова - это для нас будет катастрофа", - заявил накануне Игорь Насалик, предупреждая о последствиях изношенности ГТС.

Где взять $10 млрд

Игорь Юшков называет эту ситуацию частью борьбы за бюджеты.

"Каждый хочет получить "Укртрансгаз" под свою юрисдикцию, выбить бюджеты под модернизацию ГТС, используя для этого страшилки. При этом проблема изношенности ГТС существует, и она серьезней, чем об этом говорят украинские чиновники. Недофинансирование ГТС хроническое, требуется полная модернизация всей системы, на это нужно более $10 млрд", - пояснил эксперт.

Понятно, что у страны нет таких денег, давать их никто не спешит из-за отсутствия гарантии долгосрочного транзита российского газа. А этих гарантий, в свою очередь, нет, так как "Газпром" стремится создать обходную систему газопроводов, оставив через ту же Украину транзит в Румынию, Молдавию в объеме 10-12 млрд. кубов. 

ГТС  продержится до конца контракта с "Газпромом"

Задача заинтересованных украинских чиновников, которые предрекают катастрофу ГТС - напугать, в первую очередь, европейцев, чтобы те надавили на Порошенко, и власть дала деньги из бюджета на модернизацию. В реальности же система обновлена не будет, средства уйдут в песок, говорит Юшков.

"Модернизация возможна, если европейцы запретят строить обходные газопроводы, и России придется использовать украинский транзит. Вот тогда за чужой счет Украина сможет провести эту модернизацию. С учетом же нынешнего состояния ГТС можно сказать, что еще год, до окончания контракта с Россией, она точно сможет проработать нормально", - уверен эксперт. 

Если вторую половину года "Газпром" будет пользоваться OPAL на полную мощность, то с украинского транзита уйдет около 7 млрд кубов, останутся примерно 83-86 млрд. Вся украинская газотранспортная система на входе была изначально рассчитана чуть ли не на 180 млрд кубов, так что прокачивать нынешний объем она может.

"На профилактику у "Нафтогаза" деньги есть, никаких сверхвложений не нужно, и думаю, что Насалик, скорей, запугивает, чтобы выбить бюджеты и их освоить. Модернизации не будет, а все его призывы продиктованы сиюминутной наживой", - заключил Игорь Юшков

Автор: Игорь Скрыпач 

Источник: Экономика сегодня, 07.08.2017


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности
В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики