Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Изношенная украинская ГТС заставила Европу задуматься о транзите газа всерьез

Изношенная украинская ГТС заставила Европу задуматься о транзите газа всерьез

Предложение Евросоюза перенести переговоры с РФ по транзиту газа через Украину на октябрь связано с грызней за "Нафтогаз", которая разгорается в Киеве. Об этом ФБА "Экономика сегодня" рассказал ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Станислав Митрахович.
 
"У Европы нет причин торопиться с переговорами по ненадежности украинской газотранспортной системы (ГТС) с Россией – сейчас активно идет процесс закачки топлива в подземные газохранилища, и диалог вполне можно перенести на осень, это ничего не меняет. Тем более, что начавшаяся в Киеве грызня за "Нафтогаз" – кадры нового правительства Порошенко активно выдавливают из руководства компании ставленников правительства Арсения Яценюка.
 
Именно поэтому в кабмине активно поднимается тема ненадежности ГТС и угроз для дальнейшего транзита. России выгодно на этой волне указать Европе все риски, связанные с украинской ГТС. Евросоюз же вынужден будет комментировать эту ситуацию, но делать ему этого не хочется, так как придется признавать правоту Москвы. А позиция РФ единственно верная – украинская "труба" становится все большей проблемой, необходимы альтернативные газопроводы", - отмечает специалист.
 
Сегодня Минэнерго РФ сообщило, что Евросоюз хочет отложить переговоры с Россией по транзиту газа через территорию Украины на октябрь. Российское ведомство намеревалось обсудить с ЕС риски при транзите газа через Украину, которые создает ГТС этой страны при прокачке газа. В министерстве уточнили, что регулярно обсуждают эту ситуацию с вице-президентом Еврокомиссии по энергосоюзу Марошем Шевчовичем.
 
"Новые санкции США к России поставили под вопрос строительство "Северного потока-2" – от этого проекта могут отказаться европейские инвесторы. Но даже без альтернативного  газопровода транзит газа через Украину существенно уменьшится с вводом в эксплуатацию второй нитки "Турецкого потока" и загрузкой "Северного потока" на полную мощность в связи со снятием ограничений с газопровода OPAL. То есть потери Украины неизбежны в любом случае.
 
При этом рентабельные объемы для эксплуатации украинской "трубы" – не менее 60 миллиардов кубометров газа в год. Для стабильной работы системы нужна ее полная модернизация уже сегодня, причем на сумму не менее полумиллиарда долларов в год. В рентабельности этих вложений в новых условиях есть большие сомнения", - подчеркнул эксперт.

Украина загнала себя в замкнутый круг

Накануне министр энергетики и угольной промышленности Украины Игорь Насалик заявил, что газотранспортная система Украины может быть технически неготова к прокачке газа в Европу из-за недостаточных инвестиций в инфраструктуру. По его словам, политика "Нафтогаза" в этой сфере "нелепая" при том, что последние санкции США относительно России и "Северного потока-2", "где блокируется это строительство, делают акцент как раз на украинской ГТС".
 
Насалик предупредил, что политика "Нафтогаза" приведет к серьезным негативным последствиям. При этом компания ранее скорректировала проект финансового плана об инвестициях в газотранспортную систему страны, обосновывая это риском прекращения транзита газа из России. Эксперты же неоднократно подчеркивали: изношенной украинская ГТС считалась еще во времена заката СССР, сейчас же на ее полную модернизацию нужно не менее 10-12 миллиардов долларов, что сравнимо со стоимостью нового современного "Северного потока-2".
 
"Украина еще в 2014 году заявила, что в одностороннем порядке повышает тарифы для России за газовый транзит. "Газпром" разумно ответил, что существуют договоренности до конца 2019 года и продолжает платить по контрактным расценкам. При этом Киев не скрывает: в 2019-м, если договоренности с РФ будут продлеваться, тариф вырастет для модернизации ГТС.
 
Но вложения нужны уже сейчас и постоянные, чтобы обеспечить функционирование системы до 2020 года, а денег на это нет. Это замкнутый круг, в который загнала себя украинская власть. Для продолжения транзита нужна модернизация системы, но возможна она лишь после 2019 года. К тому же разницу при повышении тарифов российский поставщик предъявит европейским покупателям, которые по политическим причинам сейчас предпочитают поддерживать Киев.
 
В любом случае Европа неизбежно приходит к мысли, что поставки через Украину менее выгодны и надежны, чем через альтернативные пути. А растущие потребности ЕС в топливе напрямую наводят на мысль о необходимости строительства альтернативных газопроводов. Система украинского транзита и связанных с ним доходов обречена в любом случае", - заключает Станислав Митрахович.
 
Автор: Максим Бут

Источник: Экономика сегодня, 08.08.2017


Аналитическая серия «ТЭК России»:

В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.
Мировой рынок нефти: к каким ценам готовиться?
Санкции в отношении российского нефтегаза: кольцо сжимается

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики