Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Изношенная украинская ГТС заставила Европу задуматься о транзите газа всерьез

Изношенная украинская ГТС заставила Европу задуматься о транзите газа всерьез

Предложение Евросоюза перенести переговоры с РФ по транзиту газа через Украину на октябрь связано с грызней за "Нафтогаз", которая разгорается в Киеве. Об этом ФБА "Экономика сегодня" рассказал ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Станислав Митрахович.
 
"У Европы нет причин торопиться с переговорами по ненадежности украинской газотранспортной системы (ГТС) с Россией – сейчас активно идет процесс закачки топлива в подземные газохранилища, и диалог вполне можно перенести на осень, это ничего не меняет. Тем более, что начавшаяся в Киеве грызня за "Нафтогаз" – кадры нового правительства Порошенко активно выдавливают из руководства компании ставленников правительства Арсения Яценюка.
 
Именно поэтому в кабмине активно поднимается тема ненадежности ГТС и угроз для дальнейшего транзита. России выгодно на этой волне указать Европе все риски, связанные с украинской ГТС. Евросоюз же вынужден будет комментировать эту ситуацию, но делать ему этого не хочется, так как придется признавать правоту Москвы. А позиция РФ единственно верная – украинская "труба" становится все большей проблемой, необходимы альтернативные газопроводы", - отмечает специалист.
 
Сегодня Минэнерго РФ сообщило, что Евросоюз хочет отложить переговоры с Россией по транзиту газа через территорию Украины на октябрь. Российское ведомство намеревалось обсудить с ЕС риски при транзите газа через Украину, которые создает ГТС этой страны при прокачке газа. В министерстве уточнили, что регулярно обсуждают эту ситуацию с вице-президентом Еврокомиссии по энергосоюзу Марошем Шевчовичем.
 
"Новые санкции США к России поставили под вопрос строительство "Северного потока-2" – от этого проекта могут отказаться европейские инвесторы. Но даже без альтернативного  газопровода транзит газа через Украину существенно уменьшится с вводом в эксплуатацию второй нитки "Турецкого потока" и загрузкой "Северного потока" на полную мощность в связи со снятием ограничений с газопровода OPAL. То есть потери Украины неизбежны в любом случае.
 
При этом рентабельные объемы для эксплуатации украинской "трубы" – не менее 60 миллиардов кубометров газа в год. Для стабильной работы системы нужна ее полная модернизация уже сегодня, причем на сумму не менее полумиллиарда долларов в год. В рентабельности этих вложений в новых условиях есть большие сомнения", - подчеркнул эксперт.

Украина загнала себя в замкнутый круг

Накануне министр энергетики и угольной промышленности Украины Игорь Насалик заявил, что газотранспортная система Украины может быть технически неготова к прокачке газа в Европу из-за недостаточных инвестиций в инфраструктуру. По его словам, политика "Нафтогаза" в этой сфере "нелепая" при том, что последние санкции США относительно России и "Северного потока-2", "где блокируется это строительство, делают акцент как раз на украинской ГТС".
 
Насалик предупредил, что политика "Нафтогаза" приведет к серьезным негативным последствиям. При этом компания ранее скорректировала проект финансового плана об инвестициях в газотранспортную систему страны, обосновывая это риском прекращения транзита газа из России. Эксперты же неоднократно подчеркивали: изношенной украинская ГТС считалась еще во времена заката СССР, сейчас же на ее полную модернизацию нужно не менее 10-12 миллиардов долларов, что сравнимо со стоимостью нового современного "Северного потока-2".
 
"Украина еще в 2014 году заявила, что в одностороннем порядке повышает тарифы для России за газовый транзит. "Газпром" разумно ответил, что существуют договоренности до конца 2019 года и продолжает платить по контрактным расценкам. При этом Киев не скрывает: в 2019-м, если договоренности с РФ будут продлеваться, тариф вырастет для модернизации ГТС.
 
Но вложения нужны уже сейчас и постоянные, чтобы обеспечить функционирование системы до 2020 года, а денег на это нет. Это замкнутый круг, в который загнала себя украинская власть. Для продолжения транзита нужна модернизация системы, но возможна она лишь после 2019 года. К тому же разницу при повышении тарифов российский поставщик предъявит европейским покупателям, которые по политическим причинам сейчас предпочитают поддерживать Киев.
 
В любом случае Европа неизбежно приходит к мысли, что поставки через Украину менее выгодны и надежны, чем через альтернативные пути. А растущие потребности ЕС в топливе напрямую наводят на мысль о необходимости строительства альтернативных газопроводов. Система украинского транзита и связанных с ним доходов обречена в любом случае", - заключает Станислав Митрахович.
 
Автор: Максим Бут

Источник: Экономика сегодня, 08.08.2017


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса
Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.
Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики