Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Санкции как сорок лет назад

Санкции как сорок лет назад

Для России сейчас многое зависит от позиции Европы

Новый американский акт не только ужесточает уже действующие санкции в отношении России. Там есть и новые пункты – в частности, параграф о возможности введения санкций относительно компаний, которые инвестируют в строительство трубопроводов из России или поставляют для них оборудование, трубы, информацию или просто оказывают любые услуги на сумму более $1 млн.

Санкции относительно трубопроводов не являются обязательными – президент США может их ввести, а может и нет. Более того, сам акт связывает введение санкций против «Газпрома» с фактом сознательного ограничения им поставок в страны НАТО, а также Грузию, на Украину и в Молдавию. Это даже занятно – «Газпром» и не собирается сокращать поставки в Европу и Турцию. А та же Украина сама гордо отказывается брать газ на российско-украинской границе. Но ясно, что на Трампа будет оказано жесткое давление, способное превратить глагол may в shall.

При этом в трубопроводном пункте говорится, что президент может ввести санкции в координации с союзниками США. И вот этот момент ключевой. Потому что дело как раз в этих самых европейских союзниках. Данный параграф сразу отправляет нас на 40–50 лет назад, когда газовое сотрудничество между Западной Европой и СССР только начиналось. Первый контракт с западной страной – Австрией – был подписан почти 50 лет назад, в 1968 г. Потом последовал договор с Германией в 1970 г., получивший название «газ – трубы». Германия давала кредиты, на которые СССР покупал трубы и оборудование для газопроводов. Период газовых сделок на самом деле по времени занял более 10 лет. Так, важная сделка была заключена в ноябре 1981 г. Она стала основой строительства газопровода Уренгой – Помары – Ужгород, судьба украинской части которого и решается сегодня. По иронии судьбы США сегодня защищают трубу, строительство которой они всеми силами пытались сорвать в 80-е гг.

В 1970–1980-е европейские политики испытывали жесточайший прессинг со стороны Вашингтона. Ситуация была удивительно похожа на сегодняшний день. Европа и СССР были, мягко говоря, политическими оппонентами. СССР вел довольно агрессивную внешнюю политику, особенно ярко проявившуюся во вторжении в Афганистан в декабре 1979 г.

США не только убеждали европейских партнеров отказаться от газовых проектов с СССР, но и постоянно вводили санкции против СССР. Наиболее серьезными были рождественские санкции Рейгана конца 1981 г. Но это не привело ни к отказу европейцев от сделок, ни к срыву строительства газопроводов. Более того, европейские политики довольно жестко ответили США, у которых, как и сейчас, в этой истории был не только политический, но и коммерческий интерес (они продавали уголь в Европу). Deutsche Bank, игравший ключевую роль в кредитовании проекта, после рейгановских санкций все же думал закрыть свой офис в Москве, но от этой затеи отказался. Вот и сейчас многое будет зависеть от позиции европейцев. Тогда американские санкции их только разозлили.

Автор: Константин Симонов, генеральный директор ФНЭБ

Опубликовано: Ведомости, 08.08.2017


Аналитическая серия «ТЭК России»:

В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.
Мировой рынок нефти: к каким ценам готовиться?
Санкции в отношении российского нефтегаза: кольцо сжимается

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики