Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Санкции как сорок лет назад

Санкции как сорок лет назад

Для России сейчас многое зависит от позиции Европы

Новый американский акт не только ужесточает уже действующие санкции в отношении России. Там есть и новые пункты – в частности, параграф о возможности введения санкций относительно компаний, которые инвестируют в строительство трубопроводов из России или поставляют для них оборудование, трубы, информацию или просто оказывают любые услуги на сумму более $1 млн.

Санкции относительно трубопроводов не являются обязательными – президент США может их ввести, а может и нет. Более того, сам акт связывает введение санкций против «Газпрома» с фактом сознательного ограничения им поставок в страны НАТО, а также Грузию, на Украину и в Молдавию. Это даже занятно – «Газпром» и не собирается сокращать поставки в Европу и Турцию. А та же Украина сама гордо отказывается брать газ на российско-украинской границе. Но ясно, что на Трампа будет оказано жесткое давление, способное превратить глагол may в shall.

При этом в трубопроводном пункте говорится, что президент может ввести санкции в координации с союзниками США. И вот этот момент ключевой. Потому что дело как раз в этих самых европейских союзниках. Данный параграф сразу отправляет нас на 40–50 лет назад, когда газовое сотрудничество между Западной Европой и СССР только начиналось. Первый контракт с западной страной – Австрией – был подписан почти 50 лет назад, в 1968 г. Потом последовал договор с Германией в 1970 г., получивший название «газ – трубы». Германия давала кредиты, на которые СССР покупал трубы и оборудование для газопроводов. Период газовых сделок на самом деле по времени занял более 10 лет. Так, важная сделка была заключена в ноябре 1981 г. Она стала основой строительства газопровода Уренгой – Помары – Ужгород, судьба украинской части которого и решается сегодня. По иронии судьбы США сегодня защищают трубу, строительство которой они всеми силами пытались сорвать в 80-е гг.

В 1970–1980-е европейские политики испытывали жесточайший прессинг со стороны Вашингтона. Ситуация была удивительно похожа на сегодняшний день. Европа и СССР были, мягко говоря, политическими оппонентами. СССР вел довольно агрессивную внешнюю политику, особенно ярко проявившуюся во вторжении в Афганистан в декабре 1979 г.

США не только убеждали европейских партнеров отказаться от газовых проектов с СССР, но и постоянно вводили санкции против СССР. Наиболее серьезными были рождественские санкции Рейгана конца 1981 г. Но это не привело ни к отказу европейцев от сделок, ни к срыву строительства газопроводов. Более того, европейские политики довольно жестко ответили США, у которых, как и сейчас, в этой истории был не только политический, но и коммерческий интерес (они продавали уголь в Европу). Deutsche Bank, игравший ключевую роль в кредитовании проекта, после рейгановских санкций все же думал закрыть свой офис в Москве, но от этой затеи отказался. Вот и сейчас многое будет зависеть от позиции европейцев. Тогда американские санкции их только разозлили.

Автор: Константин Симонов, генеральный директор ФНЭБ

Опубликовано: Ведомости, 08.08.2017


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2020 году и перспективы 2021 года
«Газпром»: жизнь после эпохи «больших строек»
«Газпром» близок к завершению главных газопроводных строек прошлого десятилетия. Запущены в эксплуатацию «Сила Сибири» и «Турецкий поток». «Северный поток-2» построен более чем на 90 % и должен быть завершен в ближайшие месяцы. Поступательно идет процесс разработки ресурсной базы на Ямале и в Восточной Сибири. В то же время конъюнктура на рынках газа – из-за второй теплой зимы в Европе подряд, опасений транзитного кризиса на Украине, пандемии COVID-19 и притока СПГ – вышла из-под контроля и достигла глубин, невиданных в последние 20 лет.
Налоговое регулирование нефтегазового комплекса: выбор приоритетов
Арктика: новый государственный приоритет
Арктика постепенно становится одной из основных экономических ставок. Арктика должна обеспечить загрузку Северного морского пути, создать спрос на продукцию российского машиностроения и новые рабочие места. При этом углеводороды, по сути, единственный реальный арктический сюжет. На первый план выходят не рентабельность и реальная окупаемость проектов, а их вклад в поддержание экономического роста государства. Поэтому и развивается «арктическая гигантомания».
Импортозамещение в нефтегазовой отрасли: мифы и реальность
Процесс импортозамещения был по-серьезному запущен после введения санкций 2014 года. Шесть лет – солидный срок, чтобы подвести предварительные итоги. С одной стороны, цифры не такие уж плохие – отрасль зависит от импорта уже меньше чем наполовину. С другой – это «средняя температура по больнице». И еще вопрос, что же считать именно российским оборудованием, с учетом активного использования иностранных комплектующих и особенно программного обеспечения. Видны примеры действительно успешного импортозамещения – но есть и не менее очевидные провалы.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики