Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Украина добьет «Газпром»

Украина добьет «Газпром»

«Нафтогаз» увеличит сумму претензий к «Газпрому» на $5 млрд

Украинская компания «Нафтогаз» хочет увеличить исковые требования к «Газпрому» более чем на $5 млрд, примерно до $18 млрд. Разбирательство между компаниями идет в Стокгольмском арбитраже, и по предыдущим вердиктам суда «Газпром» должен получить от украинской компании около $1,7 млрд.

«Нафтогаз» рассчитывает получить «справедливую компенсацию по своим искам», рассказал в эфире украинского Пятого канала директор газовой компании Юрий Витренко. Для этого «Нафтогаз» подаст в Стокгольмский суд обновленные требования по иску о транзите к российскому «Газпрому».

«Наши исковые требования — более 13 млрд, которые мы уже выставили, а мы еще выставим более чем на $5 млрд», — заявил Витренко.

В Стокгольмском арбитражном суде с 2014 года ведется тяжба между «Газпромом» и «Нафтогазом». Спор касается газового контракта, заключенного при премьер-министре Украины Юлии Тимошенко.

«Газпром» потребовал оплаты невыбранного «Нафтогазом» газа по условию take-or-pay («бери или плати»), полной оплаты за поставки в конце 2013 года и весной 2014 года, а также штрафов и пени на общую сумму $47 млрд. «Нафтогаз» требовал пересмотра цен на газ с мая 2011 года и компенсации переплаты на $18 млрд.

Стокгольмский арбитраж вынес промежуточное решение 31 мая. Каждая из сторон трактовала решение в свою пользу.

Пресс-служба «Нафтогаза» заявила, что суд «вынес отдельное решение по делу о контракте на поставку газа» на Украину.

«В частности, трибунал полностью отклонил требование «Газпрома» по применению принципа «бери или плати», а также удовлетворил требование «Нафтогаза» о пересмотре контрактной цены с учетом рыночных условий», — утверждал «Нафтогаз».

Кроме того, украинцы посчитали, что «судом был полностью отменен запрет на реэкспорт газа, который находился в контракте». 

Однако окончательного решения по делу еще не было, и точная дата его оглашения не известна. По данным «Газпрома», решение суда должно было быть известно «не раньше конца июня». «Газпром» посчитал решение суда промежуточным, а также заявил, что принцип «бери или плати» не отменен. 

«Один вопрос только затронули, что арбитражное решение отменило take-or-pay, — отмечал зампред правления «Газпрома» Александр Медведев. — Это не так, не отменило оно take-or-pay. Я не буду вам рассказывать, что там на самом деле, но отмены take-or-pay нет».

Алексей Миллер на пресс-конференции после собрания акционеров «Газпрома» заявил, что компания обжалует решение Стокгольмского арбитража. 

«По предварительной экономической оценке, в соответствии с предварительным решением Стокгольмского арбитража, сумма взыскания с «Нафтогаза Украины» в пользу «Газпрома» превышает $1,7 млрд. Вместе с тем аргументация арбитров по многим вопросам промежуточного решения представляется недостаточной, и «Газпром» принял решение обжаловать промежуточное решение Стокгольмского арбитража в Апелляционном суде Швеции», — сказал Миллер.

Эксперты отмечают, что суд может встать на защиту интересов российской компании.

«Нафтогаз» принял стратегию не выполнять контрактные обязательства без очевидных на то причин, полностью игнорируя процедурный вопрос.

Объем требований может быть, конечно, скорректирован судьями, но очевидно составит миллиарды долларов, отметил ранее заместитель гендиректора по газовым проблемам Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач.

Юрий Витренко ранее в своем фейсбуке уточнил, что иск «Нафтогаза» в Стокгольмский арбитраж по контракту на куплю-продажу газа был «признан обоснованным, требования украинской компании были удовлетворены». Он отметил, что в компании рассчитывают на победу по обоим искам.

Украина пытается также взыскать с «Газпрома» около $6,5 млрд по решению Антимонопольного комитета Украины (АМКУ). Все суды на Украине «Газпром» проиграл.

Глава министерства юстиции Украины Павел Петренко заявил, что Киев намерен осенью 2017 года приступить к поиску вариантов взыскания активов «Газпрома» за рубежом в рамках штрафа Антимонопольного комитета Украины (АМКУ).

«Следующий шаг — с осени мы будем двигаться в направлении применения механизмов правовой помощи по выполнению данного решения суда на территории других стран. Пока не буду называть те страны, к которым мы можем обратиться, чтобы не было политических манипуляций со стороны России», — сообщил Петренко. Он добавил, что это относится не только к европейским странам. 

Юристы считают, что шансов арестовать что-то значимое у Украины не много. Судебное решение о нарушении «Газпромом» антимонопольного законодательства Украины изначально было очень сильно политизировано, что снижает шансы на успешное признание его в судах, например ЕС, тем более в тех странах, которые являются импортерами продукции «Газпрома», рассуждает Максим Сафиулин, юрист адвокатского бюро А2. При этом сама процедура признания решения национальных судов в других юрисдикциях дорогостоящая и долгая. 

Источник: Газета.Ru, 08.08.2017


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции очередного года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь он не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.
Цифровизация и ее последствия для нефтегаза: мифы и возможная реальность

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики