Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Почему в Москве дорогое и некачественное топливо — Игорь Юшков

Почему в Москве дорогое и некачественное топливо — Игорь Юшков

На прошлой неделе у компании "Газпромнефть-аэро — Шереметьево" возникли перебои с транспортировкой авиакеросина трубопроводом "Транснефти", из-за чего перевозчик был вынужден задействовать резервную схему обеспечения. Как выяснилось, перебои начались еще две недели из-за поставок некондиционного топлива, требующего прохождения дополнительной системы фильтрации.

Эксперты считают, что причины здесь кроются в отмене два года назад обязательной сертификации топливозаправочных компаний и лабораторий горюче-смазочных материалов. Так ли это, "Правда.Ру" спросила у ведущего эксперта Фонда национальной энергетической безопасности Игоря Юшкова.

— Компания "Газпромнефть-аэро — Шереметьево" на прошлой неделе оповестила авиакомпании о перебоях с транспортировкой авиакеросина трубопроводом "Транснефти", в результате чего "Аэрофлоту" пришлось задействовать резервную схему обеспечения. Источник в отрасли пояснил, что перебои могут быть связаны "с некондиционным топливом, которое требует прохождения дополнительной системы тщательной фильтрации". Эксперты видят причину в отмене в 2015 году обязательной сертификации топливозаправочных компаний и лабораторий горюче-смазочных материалов. Вы согласны? Как такое возможно в стране, которая является естественным нефтяным и газовым монополистом?

— Проблема в наследстве, которое нам досталось. В Москве присутствует один нефтеперерабатывающий завод, который принадлежит "Газпромнефти". Система снабжения топливом привязана к этому заводу; она выглядит как своего рода кольцо вокруг Москвы. Еще в советское время было решено, что все наши аэропорты снабжаются в основном по этим нефтепроводам, авиационный керосин именно так поставляется.

Если возникает проблема у московского НПЗ, то возникает дефицит топлива и во всей Москве. Конечно, в столицу приходит топливо и из других регионов, но аэропорты снабжаются, как правило, с нашего НПЗ. Поэтому если возникли сложности с переработкой, какие-то сбои или качество топлива, которым заправляют самолеты, не соответствует нормам, и его нельзя заливать в баки самолетов, то все закономерно.

Возможно, что поставщик решил передать иностранным компаниям топливо лучшего качества, и "Аэрофлоту" топлива просто не хватило. Проблема в том, что источников авиакеросина для аэропортов довольно мало. Здесь соперничество идет только между "Роснефтью" и "Газпромнефтью". Это неразвитость конкуренции на рынке. Представлено два крупных игрока, а остальные все вытеснены и не участвуют в этом бизнесе.

— А почему сертификацию отменили в 2015-м? С чем это было связано?

— Я думаю, что крупные компании могли пролоббировать для ускорения работы, чтобы было меньше проволочек. Если сразу отправить поставщику, то будет быстрее. А по стандартной схеме сначала надо проверить топливо, доказать его качество и только после этого отдавать. Сертификация — это некий промежуточный элемент, она нужна для проверки работы. Естественно, что производителю это не нужно, ему выгоднее сократить время доставки топлива. Поэтому здесь можно увидеть результат лоббизма крупных игроков — "Газпромнефти" и "Роснефти". С одной стороны, меньше контроля — это хорошо, потому что можно избежать различных коррупционных составляющих. Но обратная сторона медали в случае уменьшения контроля — это падение качества. Упадет качество — покупатель откажется от топлива, возникнет дефицит хорошего продукта. Вот мы и пожинаем плоды такой ситуации.

— А относительно бензина, снова подорожавшего, что можете сказать? Из-за чего опять подскочили цены? Скачок оправдан? В среднем за август цена в Москве составляет 38 рублей за литр. А осенью прогнозируют дальнейшее удорожание. По последним опросам, более 38% населения готовы будут отказаться от личного автотранспорта при цене на бензин от 40 до 50 рублей за литр. Похоже, что им недолго осталось?

— В ценах на бензин ничего удивительного. Во-первых, цена нефти больше полугода стоит на уровне 50 долларов — то выше, то ниже. Средняя цена, по официальным данным, равняется где-то 49 долларам за баррель в первом полугодии 2017 года. Также у нас продолжается налоговый маневр. НДПИ (налог на добычу полезных ископаемых) становится больше, а значит, на скважине у нефтяников забирают больше денег. Соответственно, нефтяники стоимость всех своих убытков включают в конечную стоимость товара, то есть бензина. Плюс идет инфляция, она никуда не делась. Нефтяники, чтобы сохранить, по сути, одну и ту же прибыль для себя, поднимают цены на бензин.

— Даже на Донбассе цены на бензин существенно ниже, а мы обижаем население России, особенно ее центральных регионов…

— Сравнивать Москву с Донбассом не приходится, так как там уровень жизни совсем другой и платежеспособного спроса меньше. Там особая ситуация: идет централизованное снабжение Донбасса энергоресурсами, о рыночной зоне нельзя говорить. Я бы сказал, что в отношении ЛДНР ведется, скорее, нечто похожее на плановую экономику.

А в Москве представлены все крупные российские нефтегазовые компании. Здесь мы видим, что есть платежеспособный спрос, поэтому нефтяники не стесняются и инфляцию туда закладывать, и выросшие налоги. Нет ничего удивительного в том, что цена будет расти еще больше.

Вся нагрузка, которую с нефтяников государство забирает, перекладывается на скважину. Раньше как было: часть берут, когда только добыли со скважины, а часть — если вы вывозите. Кроме того, когда велась переработка внутри страны и продажа совершалась на внутреннем рынке, то часть денег государству не платили. Исключалась экспортная пошлина, если шли внутренние продажи. А сейчас экспортную пошлину хотят отменить и брать все со скважины. Это ведет к тому, что нефть для нефтеперерабатывающих заводов будет стоить дороже; значит, ее цена вырастет. Фактически, наша нефть будет стоить столько же, сколько и для иностранных государств — минус стоимость доставки. Поэтому весь налоговый маневр, который проводится государством, неизбежно приведет к росту цен на бензин и дизельное топливо.

Беседовала Татьяна ТРАКТИНА

Источник: Pravda.ru, 15.08.2017

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции очередного года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь он не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.
Цифровизация и ее последствия для нефтегаза: мифы и возможная реальность

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики