Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Скользкие решения на нефти

Скользкие решения на нефти

Что стоит за нефтяными предложениями России?

Экономика первична или политика? Извечный политологический спор на этой неделе вновь забуксовал, поскользнувшись на нефти. Как мы уже сообщали, Президент России В.Путин предложил прописывать для наших НПЗ условие использовать сугубо российскую инфраструктуру для перевозки нефтепродуктов. Цель понятна — забрать коммерчески выгодные грузы у стран Балтии, политические отношения с которыми у России не всегда благополучны. Но ведь существуют и экономические интересы Беларуси.

Еще в конце прошлого года в российскую печать просочилась информация о том, что правление ОАО «РЖД» рассматривает возможность скидки в 25% на транзитные перевозки бензина, дизтоплива и мазута с белорусских НПЗ в российские порты Северо–Запада. Без такой скидки поставлять нефтепродукты на экспорт через российские порты выходило дороже. И вот на этой неделе В.Путин потребовал создать в российских портах условия для перевозки грузов не хуже, чем в балтийских странах:

— Это не какие–то политические решения. Мы просто должны загружать свои собственные мощности, создавать здесь налоговую базу, мы должны рабочие места обеспечивать — именно в России, а не где–то в другом месте.

Однако гендиректор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов не стал лукавить:

— У нас есть проблема с загрузкой российских портов. И есть желание наказать страны Прибалтики за слишком агрессивную позицию.

Экономическая логика такого перенаправления грузовых потоков для России очевидна. Транзит белорусских нефтепродуктов мог бы стать хорошим подспорьем для российских портов. В прошлом году наша страна поставила на экспорт 13 млн тонн нефтепродуктов, причем примерно две трети от этого объема — в ЕС. В этом году объемы поставок будут еще больше — благодаря разрешению нефтегазовых разногласий Минска и Москвы.

Однако экономическая выгода для Беларуси пока под вопросом. Во–первых, у нас имеются долгосрочные соглашения со странами Балтии на перевозки по литовским и латвийским железным дорогам. И разрыв таких соглашений в одностороннем порядке неминуемо повлечет за собой огромные убытки в виде выплаты неустойки. Во–вторых, даже первый вице–президент Российского союза инженеров Иван Андриевский отмечает несовершенство тарифной политики своих железнодорожников:

— РЖД каждый год повышает тарифы на перевозку нефтепродуктов, так что нефть становится более выгодно транспортировать по трубе. Отсюда идет и падение объемов морских перевозок.

Белорусский политолог Петр Петровский в предложении российской стороны не видит ничего нового:

— Такие предложения звучали и прежде. РЖД и в прошлом году предлагали варианты транзита через российскую территорию и порты. Тогда скидки варьировались от 20% до 50% — но эти скидки, как я понимаю, не покрыли бы тех потерь, которые мы бы получили в случае переориентации нашего транзита с прибалтийских портов в российские. Поэтому главное — формула скидок, которая бы перекрывала все издержки нашей стороны.

Аналитик увязывает предложение В.Путина с реакцией Москвы на антироссийские санкции Запада:

— Сегодня стоят вопросы о «Северном потоке–2», о так называемом «Турецком потоке». И если прессинг США в отношении Евросоюза достигнет такого уровня, что ЕС не сможет отказать США в заморозке этих проектов, то Россия будет еще более интенсивно проводить в жизнь линию диверсификации транзита энергоносителей на свою территорию. Иными словами, Россией ведется подготовка «дорожной карты» по дальнейшему наращиванию экономического патернализма. В том числе и с использованием механизмов ЕАЭС и Союзного государства.

Как быть в этой ситуации нашей стране? Мнение Петра Петровского таково:

— Для Беларуси нынешняя ситуация может обернуться и плюсом. К сожалению, литовская сторона сегодня не всегда корректна в отношении нашей программы мирного атома. А теперь мы можем включить в повестку обсуждения транзита через Литву более корректное и толерантное отношение к нашей атомной программе. С другой стороны, в мировой энергетической сфере существует практика подписания пакетных соглашений. Эта практика четко говорит: страна, предлагающая включить в такой пакет соглашение о транзите переработанных энергоресурсов через свою территорию, должна исходить из общей прибыльности этого транзита для страны–переработчика. То есть вопрос этот — сугубо экономический.
 
Автор: Марат Орехов
 
Источник: Беларусь сегодня, 19.08.2017

Аналитическая серия «ТЭК России»:

В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.
Мировой рынок нефти: к каким ценам готовиться?
Санкции в отношении российского нефтегаза: кольцо сжимается

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики