Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Скользкие решения на нефти

Скользкие решения на нефти

Что стоит за нефтяными предложениями России?

Экономика первична или политика? Извечный политологический спор на этой неделе вновь забуксовал, поскользнувшись на нефти. Как мы уже сообщали, Президент России В.Путин предложил прописывать для наших НПЗ условие использовать сугубо российскую инфраструктуру для перевозки нефтепродуктов. Цель понятна — забрать коммерчески выгодные грузы у стран Балтии, политические отношения с которыми у России не всегда благополучны. Но ведь существуют и экономические интересы Беларуси.

Еще в конце прошлого года в российскую печать просочилась информация о том, что правление ОАО «РЖД» рассматривает возможность скидки в 25% на транзитные перевозки бензина, дизтоплива и мазута с белорусских НПЗ в российские порты Северо–Запада. Без такой скидки поставлять нефтепродукты на экспорт через российские порты выходило дороже. И вот на этой неделе В.Путин потребовал создать в российских портах условия для перевозки грузов не хуже, чем в балтийских странах:

— Это не какие–то политические решения. Мы просто должны загружать свои собственные мощности, создавать здесь налоговую базу, мы должны рабочие места обеспечивать — именно в России, а не где–то в другом месте.

Однако гендиректор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов не стал лукавить:

— У нас есть проблема с загрузкой российских портов. И есть желание наказать страны Прибалтики за слишком агрессивную позицию.

Экономическая логика такого перенаправления грузовых потоков для России очевидна. Транзит белорусских нефтепродуктов мог бы стать хорошим подспорьем для российских портов. В прошлом году наша страна поставила на экспорт 13 млн тонн нефтепродуктов, причем примерно две трети от этого объема — в ЕС. В этом году объемы поставок будут еще больше — благодаря разрешению нефтегазовых разногласий Минска и Москвы.

Однако экономическая выгода для Беларуси пока под вопросом. Во–первых, у нас имеются долгосрочные соглашения со странами Балтии на перевозки по литовским и латвийским железным дорогам. И разрыв таких соглашений в одностороннем порядке неминуемо повлечет за собой огромные убытки в виде выплаты неустойки. Во–вторых, даже первый вице–президент Российского союза инженеров Иван Андриевский отмечает несовершенство тарифной политики своих железнодорожников:

— РЖД каждый год повышает тарифы на перевозку нефтепродуктов, так что нефть становится более выгодно транспортировать по трубе. Отсюда идет и падение объемов морских перевозок.

Белорусский политолог Петр Петровский в предложении российской стороны не видит ничего нового:

— Такие предложения звучали и прежде. РЖД и в прошлом году предлагали варианты транзита через российскую территорию и порты. Тогда скидки варьировались от 20% до 50% — но эти скидки, как я понимаю, не покрыли бы тех потерь, которые мы бы получили в случае переориентации нашего транзита с прибалтийских портов в российские. Поэтому главное — формула скидок, которая бы перекрывала все издержки нашей стороны.

Аналитик увязывает предложение В.Путина с реакцией Москвы на антироссийские санкции Запада:

— Сегодня стоят вопросы о «Северном потоке–2», о так называемом «Турецком потоке». И если прессинг США в отношении Евросоюза достигнет такого уровня, что ЕС не сможет отказать США в заморозке этих проектов, то Россия будет еще более интенсивно проводить в жизнь линию диверсификации транзита энергоносителей на свою территорию. Иными словами, Россией ведется подготовка «дорожной карты» по дальнейшему наращиванию экономического патернализма. В том числе и с использованием механизмов ЕАЭС и Союзного государства.

Как быть в этой ситуации нашей стране? Мнение Петра Петровского таково:

— Для Беларуси нынешняя ситуация может обернуться и плюсом. К сожалению, литовская сторона сегодня не всегда корректна в отношении нашей программы мирного атома. А теперь мы можем включить в повестку обсуждения транзита через Литву более корректное и толерантное отношение к нашей атомной программе. С другой стороны, в мировой энергетической сфере существует практика подписания пакетных соглашений. Эта практика четко говорит: страна, предлагающая включить в такой пакет соглашение о транзите переработанных энергоресурсов через свою территорию, должна исходить из общей прибыльности этого транзита для страны–переработчика. То есть вопрос этот — сугубо экономический.
 
Автор: Марат Орехов
 
Источник: Беларусь сегодня, 19.08.2017

Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики