Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Попытки Киева заблокировать поставки донецкого угля в Европу провалятся

Попытки Киева заблокировать поставки донецкого угля в Европу провалятся

Украина ищет новые способы подорвать экономику республик Новороссии и ради этого пытается доказать, что поставляемый Россией в Европу уголь на самом деле добыт в Донбассе. Следовательно, поставки его являются, с точки зрения Украины, незаконными. И это действительно можно доказать технически. Пойдет ли Европа в данном вопросе навстречу Киеву?

Россия продает Европе уголь, который был добыт в ДНР и ЛНР, заявил замминистра Украины по вопросам беженцев Георгий Тука в эфире Пятого канала. С этим, полагает Тука, необходимо бороться, однако возникают чисто технические сложности.

«Каждое месторождение имеет свои определенные отличия по химическому составу. Но дело в том, что угольный Донбасский бассейн расположен на границе двух государств и некоторые шахты, расположенные в Ростовской области, фактически имеют тождественный химический состав. Поэтому нужно советоваться с министерством энергетики, сможем ли мы путем осуществления химических анализов доказать тождество места происхождения этого угля», – пояснил украинский чиновник.  

Тука предложил отслеживать уголь по документам, по которым он продается. «Если, например, этот уголь реализуется по документам Кузнецкого угольного бассейна, то это очень легко можно будет исследовать. Если будут выдавать за шахты в Ростове, это уже будет сложнее, но я не думаю, что это невозможно», – добавил Тука. 

По химическому составу действительно можно понять, где добыли уголь. Однако Украина никак не может помешать ДНР и ЛНР продавать свой уголь в третьи страны, пусть и под видом российского.

«Покупатели могут запрашивать у продавца справку о химическом анализе угля. И по этим характеристикам можно примерно понять, где добывается этот уголь. Но эта справка не является обязательной, только если потребитель товара сам запрашивает ее», – говорит ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета Игорь Юшков.

Судя по всему, Киев хочет сделать эту процедуру обязательной, а также заставить европейцев самим делать анализ и выдавать такие справки. Сейчас это делает продавец, то есть Россия. Однако эксперты не верят, что европейцы ради Украины создадут себе проблемы при покупке угля.

«Как правило, продавец предоставляет горстку угля для анализа в лаборатории. Если обязать европейцев проводить такую проверку, то схема будет ровно такая же – производитель предоставит горстку угля для анализа в европейские лаборатории. Но весь объем угля в вагоне или сухогрузе проверить все равно не получится. Технически это сложно сделать в таком масштабе, и это будет серьезно тормозить поставки по времени. Менять весь рынок угля ради одной Украины никто не будет», – говорит Юшков.

К тому же, в одной партии может быть смешан уголь, добытый в разных регионах, например донбасский с ростовским.

«На 95% по химическим показателям (зольность, влажность, сера) понятно, в каком регионе добыли уголь. Но юридически доказать принадлежность угля той или иной шахте по химическому анализу все равно нельзя», – считает член наблюдательного совета Института энергетических стратегий (Украина) Юрий Корольчук.

По его словам, справка о химическом анализе в суде не пройдет как аргумент покупки-продажи донбасского угля. Судья потребует другие доказательства. «Машина красного цвета с двигателем 2 литра – это еще не доказательство, судья потребует номер машины, а у угля номера нет», – поясняет Корольчук.

Теоретически, рассуждает эксперт, Украина может внутри страны доказать свою правоту в суде и наложить санкции и на российские, и на европейские, и на турецкие компании, которые также покупают российский уголь. В конце концов, и украинский ДТЭК, везущий уголь из России, можно обвинить в покупке угля из ДНР и ЛНР. «Но я не верю, что дойдет до суда и санкций», – говорит Корольчук.

Европейские покупатели пойдут на подобные меры только в случае, если их обяжет к этому Еврокомиссия. «У Украины же таких полномочий нет, и чем-то угрожать она не может, потому что сама зависит от Европы», – говорит Юшков. В июне минэнерго Украины уже направляло письмо в МИД страны, в котором просило дать рекомендации восьми странам о том, как отличить российский уголь от донбасского, но ни ЕК, ни Турция никакие правила торговли не меняли.

Заявление Туки – это попытка поддержать внутренний фон, что Украина борется с поставками угля из Донбасса под видом российского угля, но сделать ничего не может, считает Корольчук. Юшков также рассматривает это заявление как пиар-акцию.

После блокады Донбасса Украина сама не может покупать донбасский антрацит, а вынуждена искать его в ЮАР и США. Но обходится он украинской экономике в два-три раза дороже, чем донбасский. Зато ЕС и Турция не против на этом конфликте нажиться.  

 

Впрочем, сейчас цены на все углеводороды и так невысокие – и на нефть, и на газ, и на уголь. Это вызывает рост потребления в Европе. «Угольный рынок старый и хорошо отлаженный. Если возникает возможность купить дешевый уголь, то европейцы активно пользуются ею. ЕС покупает очень много российского угля, и здесь нет никакой политизации. Турция тоже много закупает у нас», – говорит Юшков.

В Минэнерго РФ ждут, что экспорт угля из России в этом году вырастет на 10 млн тонн или на 6%, по сравнению с 2016 годом, и составит 175 млн тонн. При этом всего в России было добыто в прошлом году 385 млн тонн угля.

Пока Европа радуется возможности приобрести недорогой уголь, Украина, наоборот, вынуждена за него переплачивать. Так, по данным украинских СМИ, первая партия американского антрацита будет стоить  Украине 113 долларов за тонну. Из ЮАР уголь приходит по 100 долларов за тонну. Тогда как украинская частная компания ДТЭК закупает уголь в России по 95 долларов за тонну, а потерянный из-за блокады донбасский стоил порядка 50 долларов за тонну. 

Автор: Ольга Самофалова 

Источник: Взгляд, 17.08.2017


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции очередного года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь он не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.
Цифровизация и ее последствия для нефтегаза: мифы и возможная реальность

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики