Главная > Актуальные комментарии > Рейтинг событий месяца > Топ-лист событий за июнь 2017 г.

Топ-лист событий за июнь 2017 г.

Фонд национальной энергетической безопасности предлагает Вашему вниманию топ-лист 10 наиболее значимых событий в отрасли за июнь 2017 г. и готов прокомментировать свой выбор подробнее.

  1. Годовое собрание акционеров Роснефти, решение о выплате 35% дивидендов вместо 50% и сокращение совета директоров до 9 человек

    За несколько дней до собрания Владимир Путин лично попросил Игоря Сечина заплатить 50%, однако Сечин этого не сделал, да еще и удалил двух представителей государства из совета директоров. В результате из 9 членов совета директоров пока еще государственной компании государство представлено по сути одним г-ном Белоусовым, председателем совета директоров. Правительство утрачивает контроль над государственной компанией Роснефть. История вышла довольно шумная. Ладно, убрали министра Новака из совета директоров, но ведь Сечин ослушался Путина, а это чревато.

  2. Годовое собрание акционеров Газпрома

    Июнь вообще традиционный месяц годовых собраний. В этом случае нам интересно поведение Алексея Миллера. Он держался уверено и даже на годовой конференции с юмором отвечал на вопросы относительно своей возможной отставки. Слухи о том, что г-на Миллера сделают губернатором Санкт-Петербурга, ходят достаточно активно, дошли они и до итоговой пресс-конференции. Миллер сказал, что такой информации у него нет, причем понятно было, что он готов на такого рода вопросы отвечать. Пока Алексей Миллер чувствует себя достаточно уверено, хотя политический сезон принес ему немало волнений: будет новое правительство, отсюда и интрига – останется ли Дмитрий Медведев премьер-министром, а если нет, то куда он переместится – не в Газпром ли? Хотя чем больше об этом говорят, тем меньше шансы, что этот сценарий будет реализован. Путин не любит решений, о которых месяцами говорят и пишут в открытой прессе.

  3. Споры между Роснефтью и Транснефтью вокруг законопроекта о магистральном трубопроводном транспорте нефти и нефтепродуктов

    Это очередная страница корпоративной войны Транснефти и Роснефти. Транфнеть хотела бы получить соответствующий законопроект, она его активно лоббирует. Роснефти этот законопроект неинтересен, она считает, что он не позволит ей использовать существующую у Транснефти систему, плюс даст той возможность повышать тарифы. В российской системе войны между государственными компаниями идут довольно активно, и это уже не является чем-то удивительным.

  4. Разрыв дипломатических отношений Саудовской Аравии и ряда других арабских стран с Катаром

    Новый масштабный конфликт внутри суннитского лагеря. Конфликт, неожиданный для тех, кто привык к простым схемам типа «сунниты против шиитов». На самом деле, внутри суннитского лагеря хватает пауков в одной банке. И эта грызня саудитов и Катара совершенно не удивительна. Но интрига у этого конфликта любопытна: Саудовская Аравия обвинила Катар в кооперации с шиитским Ираном. Для России конфликт в Персидском заливе – это плюс, назовем вещи своими именами, всё равно это наши конкуренты. С другой стороны, кооперация Катара и Ирана выглядит проблемой в перспективе, потому что не секрет, что Катар и Иран осваивают одну гигантскую газовую провинцию, которую в Катаре называют Северный купол (или просто Северное), а в Иране – это Южный Парс. У Ирана есть определенные подвижки в освоении, заключено соглашение с Total. Пока там экспорт газа не планируется, но это вопрос будущего. А Катар подписал решение о прекращении моратория на производство СПГ и готов это решение развивать. Саудиты внесли интригу. Вопрос в том, чего будет больше: сложностей у Катара, или эта история подтолкнет его к интеграции с Ираном и запуску совместных проектов? На стороне Катара выступает и Турция. Тоже, кстати, интрига, потому что Турция и Иран находятся в контрах в Сирии. Так что большой вопрос, что будет дальше и чем это вообще закончится.

  5. Предварительное заключение Стокгольмского арбитража по встречным искам Газпрома и Нафтогаза

    В Нафтогазе поступили грамотно: как только получили иск, даже не читая, заявили: «Мы выиграли в суде». Газпром решил прочитать, это привело к определенной паузе, которое СМИ трактовали как неудовлетворенность Газпрома решением. В реальности же ситуация не такая простая, как кажется. Конечно, когда ты требуешь несколько десятков миллиардов долларов, а тебе присудят просто несколько миллиардов, это можно счесть поражением. Но мало кто ожидал в реальности получить эти самые десятки миллиардов, и то, что, судя по всему, Нафтогазу придется заплатить Газпрому по итогам исков, нужно расценивать как успех. Хотя, конечно, Киев будет трактовать решение по-своему. Но, судя по предварительному решению Стокгольмского арбитража, Украине за 2013-2014 годы доплачивать придется. Возможно, не многим более одного миллиарда долларов, что на порядок меньше, чем требовал Газпром, но это тоже деньги.

  6. Владимир Путин дал старт началу стыковки мелководной и глубоководной частей «Турецкого потока»

    На юге, действительно, активность по трубопроводному строительству нарастает, проект действующий, реальный. Происходит и восстановление «Южного потока» в его сухопутной части - Газпром в июне подписал много соглашений. Это касается Сербии, Венгрии. Это касается, кстати, и греческой DEPA и итальянской Edison. Речь идет о возможном продления «Турецкого потока» далее по территории Греции на юг Италии. Напомним, что «Южный поток» планировался к реализации в два рукава – через Грецию на юг Италии и направо – до Венгрии и австрийского Баумгартена. Если бы это произошло, то тогда можно было бы «Северный поток» соединить с «Южным» и обеспечить гибкость поставок. Но сейчас «Северный поток-2» можно соединить с «Турецким потоком». И, собственно, об этом речь и идет, когда подписываются соглашении с балканскими странами, с Венгрией. Венгрия готова получать часть газа через «Турецкий поток» и, соответственно, если уж дотянуть его до Венгрии, до, считайте, вы уже и до Баумгартена достали. Получается такое своеобразное Балтийско-Черноморское кольцо, которое гибкость поставок обеспечит.

  7. Nord Stream-2 получил средства от пяти европейских компаний

    Первый транш в рамках схемы финансирования – порядка миллиарда евро. Это важна новость, потому что деньги пришли до введения американских санкций. Можно ли как-то теперь заставить их забрать деньги назад? В этом есть, конечно, сомнения.

  8. Дональд Трамп официально объявил о выходе из Парижского соглашения по климату

    Это серьезный повод для России задуматься: а нужно ли нам ратифицировать Парижское соглашение? Да, мы его подписали, но пока не ратифицировали. И правильно сделали, потому что нельзя вступать в международные соглашения, не оценив риски и негативные последствия. Мы очень часто наступаем на эти грабли. Позиция ФНЭБ известна: давайте оценим вероятный негативный эффект от ратификации Парижского соглашения, потом уже будем принимать решение.

  9. Распоряжение Дмитрия Медведева о выставлении на аукцион трех месторождений – Штормового, Западно-Сеяхинского и Верхнетиутейского

    Условия конкурса сформированы таким образом, что победить на нем может только НОВАТЭК. Других претендентов там быть не может. Это довольно известная история, когда независимые все время выступают за равные правила игры, но как только появляется возможность что-то себе урвать на особых условиях, они этой возможностью с удовольствием пользуются. Интересно, что глава ФАС Артемьев выступил решительно против такого рода условий. Но не является секретом, что Артемьев лоббирует интересы Роснефти. Роснефть с НОВАТЭКом - по одну сторону баррикад в вопросе будущего российского газового рынка. Но с другой стороны, ясно, что это конкуренты и друг друга с удовольствием кусают. Скорее всего, НОВАТЭК эти месторождении получит. Но это еще один штришок в картину о стремлении независимых производителей к честной конкуренции и нормальному рынку.

  10. Распоряжение Дмитрия Медведева о сооружении искусственных островов в Баренцевом море

    В перспективе там появятся платформы, на которых будет производиться крупнотоннажное СПГ в рамках проекта «Арктик СПГ-2». Но сегодня, в ситуации, когда цены на мировом рынке на газ серьезно упали, нужно очень внимательно считать экономику проектов. У нас какая-то сталинская логика: главное – это крупные проекты. А экономика есть? К черту экономику! Построим гиганты! Но это очень спорная идея, тем более что есть неоднозначный опыт Норвегии. Поэтому вначале все же нужен калькулятор: считать, считать и считать, а потом уже действовать.


Аналитическая серия «ТЭК России»:

В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.
Мировой рынок нефти: к каким ценам готовиться?
Санкции в отношении российского нефтегаза: кольцо сжимается

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики