Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > ФНЭБ: Ничто так не мешает Польше, как её правительство

ФНЭБ: Ничто так не мешает Польше, как её правительство

Не Москва или Берлин, а сама Польша мешает своим газовым проектам, считает эксперт

Ничто так сильно не мешает развитию энергетики Польши, как ее собственное правительство. Поэтому обвинения Варшавы в том, что российско-немецкое сотрудничество в сфере газовых проектов — это угроза для Польши, не имеет под собой оснований. Об этом сегодня, 30 августа, в интервью ИА REGNUM заявил заместитель генерального директора по газовым проектам в Фонде национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Алексей Гривач.

Таким образом он прокомментировал сегодняшнее заявление представителя правительства республики по вопросам стратегической энергетической инфраструктуры Петра Наимского о том, что совместные российско-немецкие проекты усиливают влияние Москвы, которая использует энергетику как политический инструмент. По мнению Наимского, работа «Газпрома» с ФРГ направлена на то, чтобы «укрепить доминирование» компании на энергетических рынках.

Председатель также отметил, что российско-немецкое сотрудничество в газовой сфере — «это стратегическая конкуренция» для Польши, и она намерена с этим бороться. Например, за счет терминала сжиженного природного газа в Свиноуйсьце, газопровода Baltic Pipe, который должен связать месторождения на норвежском шельфе в Северном море с Польшей через Данию, а также за счет строительства газовых интерконнекторов с разными странами региона.

Алексей Гривач напомнил, что «Северный поток» — это не российско-немецкий проект, а российско-европейский. Он был реализован широким консорциумом, в который вошли все компании и участвуют до сих пор. Среди компаний, которые строили и морской участок газопровода, и среди компаний, которые инвестировали в развитие проекта на территории самого Евросоюза — Германии, Чехии — было очень большое количество европейских.

Реализацией «Северного потока-2» занимаются не только немецкие компании. Это и австрийская OMV, нидерландско-британская Shell, французская ENGIE. Инфраструктура за земле организуется европейскими компаниями-операторами газотранспортной сети, которые сертифицированы ЕК и агентством европейских энергетических регуляторов, и операторами независимых газотранспортных сетей. Поэтому говорить о том, что это российско-немецкий проект, было некорректно, отмечает эксперт.

По его словам, то, что осуществляется транзит через территорию Германии, вполне логично. Германия — крупнейший потребитель газа в Евросоюзе, надежный партнер с хорошо развитой сетью, который «не ставит политические вопросы во главу угла в реализации экономических проектов, в отличие от Польши».

«Что касается практической стороны дела, интересам Польши в сфере транзита российского газа и других стран ЕС больше всего мешает позиция самой Польши и действия польского правительства, — рассуждает аналитик, — В частности, польское правительство некоторое время назад заблокировало подписание нового транзитного договора о транспортировке российского газа в направлении Германии и Италии (Ямал-Европа), который должен был действовать до 2043 года».

Причем этот договор бы одобрен на европейском уровне. Российская сторона готова была продлевать транзит, что защитило бы интересы на долгосрочную перспективу. Теперь это значит, что Россия отказывается от польского транзита.

«Это эффективный транзит: он загружен полностью сейчас. Россия инвестировала деньги в его развитие. Естественно, если не будет возможности продолжать этот транзит, например, потому что поляки не подписали договор, то здесь обвинять Россию или Германию в том, что поляки сами себе готовы отморозить уши, наверное, это очень ангажировано», —подчеркнул заявил заместитель генерального директора по газовым проектам в ФНЭБ.

Польша также напирает на то, что привлекает других поставщиков, чтобы сократить или полностью отказаться от поставок российского газа. Гривач отметил, что такой сценарий крайне маловероятен, «если не брать в расчет какие-то крайние и неразумные политические действия со стороны Польши». Терминал в Свиноуйсьце заработал в прошлом году, и надо было бы ожидать, что потребность в российском газе в Польше сократится. Однако этого не произошло.

«Но так хотела Польша освободиться от зависимости, если верить ее официальным лицам, что они позволили во что бы то не стало загрузить по максимум этот терминал, получить как можно больше газа и сократить поставки российского. Но в прошлом году Польша поставила рекорд по импорту российского газа.

Можно построить трубу из Норвегии, чтобы поставлять норвежский газ, особенно после 2020 года, учитывая их состояние ресурсной базы, им надо столько же газа не поставить в Западную Европу. Это довольное странное будет решение, если Польша заплатит Норвегии больше, чем им платят британцы», — заключил эксперт.

Источник: ИА REGNUM, 30.08.2017


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российский экспорт нефти: от ковидного падения спроса к санкционной войне
События на Украине радикально изменили ситуацию на рынке углеводородов. Пандемийное падение спроса кажется уже не такой большой бедой. Теперь мы столкнулись с более серьезным вызовом. Политический Запад резко усилил санкционное давление на Россию. Началось вытеснение России с рынков нефти и газа. Серьезный удар обрушился на российские нефтяные поставки. США, Канада и Великобритания ввели запрет на закупку российской нефти. Но главное поле битвы - ЕС.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2021 году и перспективы 2022 года
Ситуация на нефтегазовых рынках в 2021 году радикально изменилась. Цены на нефть пошли вверх, а газовые - так и вовсе поставили исторические рекорды. Казалось бы, такой расклад должен радовать российские нефтегазовые компании, которые сумели получить по итогам 2021 года неплохую выручку и прибыль, и российское государство, опять имеющее профицитный бюджет именно благодаря экспорту нефти и газа. Однако весь год прошел в рассуждениях о туманном будущем углеводородов. Все чаще звучат прогнозы о конце эпохи нефти (а потом и газа) под давлением новой климатической повестки и энергетического перехода.
«Газпром» на гребне ценовой волны. Текущая ситуация на газовом рынке Европы
Динамика газового рынка Европы - один из центральных сюжетов развития мировой энергетики. Уже начиная с лета ситуация стала выходить из-под контроля. Цены на газ в Европе побили исторические рекорды, потащив за собой котировки на уголь и даже нефть. Европейцы стали оценивать ситуацию как полноценный энергетический кризис. «Газпром» как крупнейший поставщик газа на европейские рынки оказался в центре большой дискуссии с извечными русскими вопросами: кто виноват и что делать. Уникальная ситуация на европейском газовом рынке и положение «Газпрома» детально разбираются в этом докладе.
Фискальная политика в нефтяной отрасли: выжимание последних соков или шанс на перезапуск отрасли?
Нефтяной сектор традиционно рассматривается правительством как донор федерального бюджета. Осенью 2020 года была принята целая серия репрессивных решений относительно нефтяных компаний, мотивированных необходимостью сбора дополнительных денег в бюджет. При этом бюджетная кампания осени 2021 года стала радикальным контрастом по сравнению с 2020 годом. Фокус внимания Минфина сместился на металлургическую и горнодобывающую промышленность, в то время как нефтяники получили определенную передышку. Вопрос, что будет дальше.
Новый европейский механизм трансграничного карбонового регулирования: что ждет российских поставщиков и чем ответит Россия

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики