Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > ФНЭБ: Ничто так не мешает Польше, как её правительство

ФНЭБ: Ничто так не мешает Польше, как её правительство

Не Москва или Берлин, а сама Польша мешает своим газовым проектам, считает эксперт

Ничто так сильно не мешает развитию энергетики Польши, как ее собственное правительство. Поэтому обвинения Варшавы в том, что российско-немецкое сотрудничество в сфере газовых проектов — это угроза для Польши, не имеет под собой оснований. Об этом сегодня, 30 августа, в интервью ИА REGNUM заявил заместитель генерального директора по газовым проектам в Фонде национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Алексей Гривач.

Таким образом он прокомментировал сегодняшнее заявление представителя правительства республики по вопросам стратегической энергетической инфраструктуры Петра Наимского о том, что совместные российско-немецкие проекты усиливают влияние Москвы, которая использует энергетику как политический инструмент. По мнению Наимского, работа «Газпрома» с ФРГ направлена на то, чтобы «укрепить доминирование» компании на энергетических рынках.

Председатель также отметил, что российско-немецкое сотрудничество в газовой сфере — «это стратегическая конкуренция» для Польши, и она намерена с этим бороться. Например, за счет терминала сжиженного природного газа в Свиноуйсьце, газопровода Baltic Pipe, который должен связать месторождения на норвежском шельфе в Северном море с Польшей через Данию, а также за счет строительства газовых интерконнекторов с разными странами региона.

Алексей Гривач напомнил, что «Северный поток» — это не российско-немецкий проект, а российско-европейский. Он был реализован широким консорциумом, в который вошли все компании и участвуют до сих пор. Среди компаний, которые строили и морской участок газопровода, и среди компаний, которые инвестировали в развитие проекта на территории самого Евросоюза — Германии, Чехии — было очень большое количество европейских.

Реализацией «Северного потока-2» занимаются не только немецкие компании. Это и австрийская OMV, нидерландско-британская Shell, французская ENGIE. Инфраструктура за земле организуется европейскими компаниями-операторами газотранспортной сети, которые сертифицированы ЕК и агентством европейских энергетических регуляторов, и операторами независимых газотранспортных сетей. Поэтому говорить о том, что это российско-немецкий проект, было некорректно, отмечает эксперт.

По его словам, то, что осуществляется транзит через территорию Германии, вполне логично. Германия — крупнейший потребитель газа в Евросоюзе, надежный партнер с хорошо развитой сетью, который «не ставит политические вопросы во главу угла в реализации экономических проектов, в отличие от Польши».

«Что касается практической стороны дела, интересам Польши в сфере транзита российского газа и других стран ЕС больше всего мешает позиция самой Польши и действия польского правительства, — рассуждает аналитик, — В частности, польское правительство некоторое время назад заблокировало подписание нового транзитного договора о транспортировке российского газа в направлении Германии и Италии (Ямал-Европа), который должен был действовать до 2043 года».

Причем этот договор бы одобрен на европейском уровне. Российская сторона готова была продлевать транзит, что защитило бы интересы на долгосрочную перспективу. Теперь это значит, что Россия отказывается от польского транзита.

«Это эффективный транзит: он загружен полностью сейчас. Россия инвестировала деньги в его развитие. Естественно, если не будет возможности продолжать этот транзит, например, потому что поляки не подписали договор, то здесь обвинять Россию или Германию в том, что поляки сами себе готовы отморозить уши, наверное, это очень ангажировано», —подчеркнул заявил заместитель генерального директора по газовым проектам в ФНЭБ.

Польша также напирает на то, что привлекает других поставщиков, чтобы сократить или полностью отказаться от поставок российского газа. Гривач отметил, что такой сценарий крайне маловероятен, «если не брать в расчет какие-то крайние и неразумные политические действия со стороны Польши». Терминал в Свиноуйсьце заработал в прошлом году, и надо было бы ожидать, что потребность в российском газе в Польше сократится. Однако этого не произошло.

«Но так хотела Польша освободиться от зависимости, если верить ее официальным лицам, что они позволили во что бы то не стало загрузить по максимум этот терминал, получить как можно больше газа и сократить поставки российского. Но в прошлом году Польша поставила рекорд по импорту российского газа.

Можно построить трубу из Норвегии, чтобы поставлять норвежский газ, особенно после 2020 года, учитывая их состояние ресурсной базы, им надо столько же газа не поставить в Западную Европу. Это довольное странное будет решение, если Польша заплатит Норвегии больше, чем им платят британцы», — заключил эксперт.

Источник: ИА REGNUM, 30.08.2017


Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2017 году и перспективы 2018 года
«Газпром» на внутреннем и внешнем рынках газа: как поделить газовый «пирог»
Положение «Газпрома» весьма противоречиво. С одной стороны, после нескольких лет сокращения добычи из-за обострения конкуренции на внутреннем рынке и негативных тенденций на рынках внешних «Газпром» вновь наращивает производство газа. И ставит рекорд за рекордом на европейском рынке, покрывая дополнительный спрос. Атаки независимых производителей, требующих реформирования отрасли или хотя бы их допуска к трубопроводному экспорту, были в очередной раз отбиты. Компания получила некоторую передышку. С другой стороны, политическое сопротивление «Газпрому» в Европе только усиливается. Разворачивается финальная схватка за позиции на европейском рынке в будущем. Оппоненты бросают все силы на то, чтобы остановить или затормозить строительство «Северного потока - 2». Да и внутренние производители газа сдаваться не намерены. Кроме того, серьезно ухудшилось финансовое положение «Газпрома».
Российский нефтегаз в 2025 году: картина будущего
Все мы хотим знать, что ждет нефтегазовую промышленность в ближайшие годы. Известны два основных подхода к будущему, в том числе и будущему нефтегазовой промышленности. Первый – попытаться понять, что же ждет отрасль впереди исходя из текущих трендов. Второй - заняться конструированием этого самого будущего. Начертать план, которому нужно следовать, чтобы избежать проблем и минимизировать риски. Новый доклад ФНЭБ позволит понять, у каких развилок стоит отрасль и по какому пути нефтегазовую промышленность пытаются провести.
Фискальные новации: от налогового маневра к новым экспериментам
Нефтехимия и газохимия: непростой путь к высоким переделам

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики