Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Новая схема финансирования: эксперт назвал два варианта обхода санкций США по «Северному потоку-2»

Новая схема финансирования: эксперт назвал два варианта обхода санкций США по «Северному потоку-2»

В случае введения санкций США против российских газопроводных проектов «Газпрому» придется сначала завершить проект, а уже потом привлекать финансирование в свой бюджет. Здесь могут быть два варианта – либо использование средств азиатских структур, либо привлечение нецелевых займов от европейских компаний, считает преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков

Структура финансирования "Северного потока-2"

Отвечая журналистам на вопрос о влиянии новых санкций США на финансирование «Северного потока-2», вице-премьер РФ Аркадий Дворкович заявил, что при необходимости Россия может изменить структуру финансирования проекта. В то же время он выразил надежду, что экономические факторы все же окажутся важнее политических, и до этого дело не дойдет.
 
«Пока сложно сказать, как может измениться структура финансирования проекта из-за санкций. Скорее всего, речь идет о том, что «Газпром» просто возьмет на себя больше затрат, чем планировалось изначально. Структура финансирования «Северного потока-2» и так изменилась – изначально средства привлекались через акционерное общество Nord Stream 2 AG, где иностранные партнеры в сумме должны были получить 49% акций, и каждый участник проекта по сути имел свою долю финансирования.
 
Но потом структура финансирования изменилась, так как Польша заблокировала создание этого совместного предприятия. Теперь 100% акций проектной компании владеет «Газпром», а все остальные участники проекта просто кредитуют российскую компанию. В случае же введения санкций, иностранным компаниям будет запрещено напрямую кредитовать, финансировать и  оказывать любые услуги по реализации российских трубопроводных проектов на сумму более одного млн долларов», - комментирует собеседник ФБА «Экономика сегодня».
 
Как предполагает Юшков, Дворкович может и сам пока не знать о возможных изменениях схемы финансирования проекта. Главная цель его высказывания - успокоить инвесторов и участников процесса. По словам эксперта, в Минэнерго сегодня в меньшей степени осведомлены о проекте «Северный поток-2», чем в «Газпроме», который курирует все переговоры и ведет разработку альтернативных схем финансирования в контакте со своими иностранными партнерами.

Варианты обхода санкций США

«Среди успешных примеров обхода западных санкций можно вспомнить проект «Ямал-СПГ», реализованный при участии компании «Новатэк» и европейских банков. В нем также было запрещено финансировать и оказывать услуги, но решить проблему удалось, задействуя европейские экспортные агентства. То есть деньги на проект были получены не напрямую, а через цепочку различных финансовых институтов. Нельзя исключать, что к подобным методам может прибегнуть и «Газпром».
 
В случае введения санкций «Газпрому» по сути нужно будет самому реализовывать проект, а уже потом уже привлекать финансирование в свой бюджет. Здесь могут быть задействованы либо азиатские структуры, либо использованы нецелевые деньги европейских банков в виде займов и евробондов. Другими словами, чтобы кредиты не проходили как средства, направляемые на реализацию газопроводных проектов, а предоставлялись «Газпрому» под общие нужды, что не  запрещено санкциями», - объясняет Игорь Юшков.
 
У проекта «Северный поток-2» действительно существуют определенные риски, которые в «Газпроме» не исключают, упоминая о них инвесторам в своих официальных бумагах к выпуску евробондов. Но и шансы реализации проекта достаточно высоки. Эксперт обращает внимание на реакцию европейцев на решение США ввести новые санкции против энергетических проектов РФ в Европе. Они назвали их посягательством на суверенитет европейских государств, поэтому если до их введения дело и дойдет, то европейцы могут их и проигнорировать. 
 
Автор: Андрей Петров
 
Источник: Экономика сегодня, 04.09.2017 

Аналитическая серия «ТЭК России»:

В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.
Мировой рынок нефти: к каким ценам готовиться?
Санкции в отношении российского нефтегаза: кольцо сжимается

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики