Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Новая схема финансирования: эксперт назвал два варианта обхода санкций США по «Северному потоку-2»

Новая схема финансирования: эксперт назвал два варианта обхода санкций США по «Северному потоку-2»

В случае введения санкций США против российских газопроводных проектов «Газпрому» придется сначала завершить проект, а уже потом привлекать финансирование в свой бюджет. Здесь могут быть два варианта – либо использование средств азиатских структур, либо привлечение нецелевых займов от европейских компаний, считает преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков

Структура финансирования "Северного потока-2"

Отвечая журналистам на вопрос о влиянии новых санкций США на финансирование «Северного потока-2», вице-премьер РФ Аркадий Дворкович заявил, что при необходимости Россия может изменить структуру финансирования проекта. В то же время он выразил надежду, что экономические факторы все же окажутся важнее политических, и до этого дело не дойдет.
 
«Пока сложно сказать, как может измениться структура финансирования проекта из-за санкций. Скорее всего, речь идет о том, что «Газпром» просто возьмет на себя больше затрат, чем планировалось изначально. Структура финансирования «Северного потока-2» и так изменилась – изначально средства привлекались через акционерное общество Nord Stream 2 AG, где иностранные партнеры в сумме должны были получить 49% акций, и каждый участник проекта по сути имел свою долю финансирования.
 
Но потом структура финансирования изменилась, так как Польша заблокировала создание этого совместного предприятия. Теперь 100% акций проектной компании владеет «Газпром», а все остальные участники проекта просто кредитуют российскую компанию. В случае же введения санкций, иностранным компаниям будет запрещено напрямую кредитовать, финансировать и  оказывать любые услуги по реализации российских трубопроводных проектов на сумму более одного млн долларов», - комментирует собеседник ФБА «Экономика сегодня».
 
Как предполагает Юшков, Дворкович может и сам пока не знать о возможных изменениях схемы финансирования проекта. Главная цель его высказывания - успокоить инвесторов и участников процесса. По словам эксперта, в Минэнерго сегодня в меньшей степени осведомлены о проекте «Северный поток-2», чем в «Газпроме», который курирует все переговоры и ведет разработку альтернативных схем финансирования в контакте со своими иностранными партнерами.

Варианты обхода санкций США

«Среди успешных примеров обхода западных санкций можно вспомнить проект «Ямал-СПГ», реализованный при участии компании «Новатэк» и европейских банков. В нем также было запрещено финансировать и оказывать услуги, но решить проблему удалось, задействуя европейские экспортные агентства. То есть деньги на проект были получены не напрямую, а через цепочку различных финансовых институтов. Нельзя исключать, что к подобным методам может прибегнуть и «Газпром».
 
В случае введения санкций «Газпрому» по сути нужно будет самому реализовывать проект, а уже потом уже привлекать финансирование в свой бюджет. Здесь могут быть задействованы либо азиатские структуры, либо использованы нецелевые деньги европейских банков в виде займов и евробондов. Другими словами, чтобы кредиты не проходили как средства, направляемые на реализацию газопроводных проектов, а предоставлялись «Газпрому» под общие нужды, что не  запрещено санкциями», - объясняет Игорь Юшков.
 
У проекта «Северный поток-2» действительно существуют определенные риски, которые в «Газпроме» не исключают, упоминая о них инвесторам в своих официальных бумагах к выпуску евробондов. Но и шансы реализации проекта достаточно высоки. Эксперт обращает внимание на реакцию европейцев на решение США ввести новые санкции против энергетических проектов РФ в Европе. Они назвали их посягательством на суверенитет европейских государств, поэтому если до их введения дело и дойдет, то европейцы могут их и проигнорировать. 
 
Автор: Андрей Петров
 
Источник: Экономика сегодня, 04.09.2017 

Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции очередного года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь он не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.
Цифровизация и ее последствия для нефтегаза: мифы и возможная реальность

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики