Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Может ли Дания заблокировать «Северный поток-2»

Может ли Дания заблокировать «Северный поток-2»

Все больше препятствий появляется на пути реализации проекта строительства газопровода «Северный поток-2». В июле 2017 года обе палаты Конгресса США приняли беспрецедентный по своей жесткости закон о санкциях против России, который запрещает американским нефтегазовым компаниям участвовать в строительстве трубопроводов для России.

И вот – новый удар судьбы. 2-го сентября с.г. СМИ Дании сообщили, что правительство этой страны разработало и направило на рассмотрение парламента законопроект, который дает кабинету министров Дании наложить запрет на реализацию проекта «Северный поток-2» (Nord Stream-2) по территории Королевства. 

Примечательно, что сегодня «добро» или запрет на прокладку трубопровода по датской территории может дать только Датское энергетическое агентство, а оно в апреле 2017 года уже дало свое согласие на строительство.

«Новым законопроектом правительство Дании прокладывает путь, позволяющий ему в принципе отказать Nord Stream 2 в заявке на строительство», – отмечает датское издание Politiken.

Как известно, для реализации проекта «Северный поток-2» сегодня требуются разрешения от России, Финляндии, Швеции, Дании и Германии, в территориальных водах которых будет строиться этот трубопровод. К сегодняшнему дню все пять указанных стран уже дали «зеленый свет», в том числе и Датское энергетическое агентство от имени Дании.

И вот – новый поворот судьбы. Как отмечают СМИ Дании, внесенный правительством законопроект будет рассмотрен уже в октябре 2017 года. В случае вступления в силу этого закона кабинет министров сможет наложить вето на «Северный поток-2» под предлогом угрозы экологической безопасности страны. 

Еще весной компания Nord Stream 2, которая является оператором проекта «Северный поток-2», выразила надежду, что Копенгаген даст «добро» на строительства газопровода. Однако, видимо, в столице датского королевства решили пойти на поводу у Вашингтона и запретить реализацию газовой магистрали.

Проект «Северный поток-2» предусматривает прокладку двух ниток газопровода по дну Балтийского моря от российского побережья до побережья Германии. Планируется, что по этому маршруту из России в ЕС будет экспортироваться 55 млрд. кубометров в год. 

Идея строительства «Северного потока-2» была озвучена в 2015 году, когда уже действующая магистраль «Северный поток» была загружена на 94% своей мощности. Тогда российский газовый гигант подписал ряд меморандумов с европейскими компаниями о сотрудничестве по созданию нового маршрута транспортировки газа.

В кампанию против реализации проекта включились США, Польша, Украина, а также три прибалтийские республики бывшего СССР. 

Российские эксперты отрицательно отнеслись к инициативе правительства Дании – получить право на запрет на строительство газопровода. «Желание Дании изменить внутреннее законодательство и по политическим мотивам блокировать «Северный поток-2» выглядит странно», - считает аналитик Vygon Сonsulting Мария Белова.

По мнению эксперта, скорее всего, за попытками Копенгагена заблокировать проект «Северный поток-2» просматривается «рука Брюсселя». «Ведь у самой Еврокомиссии нет формальных оснований блокировать этот проект, так как он не подпадает под действие третьего энергопакета», - уверена Мария Белова.

По просьбе ИА «Медиафакс» ситуацию вокруг трубопровода комментирует ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков:
- Я считаю, что Копенгаген, скорее всего, не хочет брать на себя ответственность за строительство «Северного потока 2». По сути Дания не может запретить проект, так как он не вредит экологии и пройдет по маршруту первого «Северного потока». И теперь датское правительство, видимо, под давлением Брюсселя хочет поменять законодательство таким образом, чтобы правительство страны могло запретить неугодные проекты по политическим мотивам. 

Автор: Андрей Раевский, политический обозреватель

Источник: ИА «Медиафакс», 03.09.2017


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики