Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Может ли Дания заблокировать «Северный поток-2»

Может ли Дания заблокировать «Северный поток-2»

Все больше препятствий появляется на пути реализации проекта строительства газопровода «Северный поток-2». В июле 2017 года обе палаты Конгресса США приняли беспрецедентный по своей жесткости закон о санкциях против России, который запрещает американским нефтегазовым компаниям участвовать в строительстве трубопроводов для России.

И вот – новый удар судьбы. 2-го сентября с.г. СМИ Дании сообщили, что правительство этой страны разработало и направило на рассмотрение парламента законопроект, который дает кабинету министров Дании наложить запрет на реализацию проекта «Северный поток-2» (Nord Stream-2) по территории Королевства. 

Примечательно, что сегодня «добро» или запрет на прокладку трубопровода по датской территории может дать только Датское энергетическое агентство, а оно в апреле 2017 года уже дало свое согласие на строительство.

«Новым законопроектом правительство Дании прокладывает путь, позволяющий ему в принципе отказать Nord Stream 2 в заявке на строительство», – отмечает датское издание Politiken.

Как известно, для реализации проекта «Северный поток-2» сегодня требуются разрешения от России, Финляндии, Швеции, Дании и Германии, в территориальных водах которых будет строиться этот трубопровод. К сегодняшнему дню все пять указанных стран уже дали «зеленый свет», в том числе и Датское энергетическое агентство от имени Дании.

И вот – новый поворот судьбы. Как отмечают СМИ Дании, внесенный правительством законопроект будет рассмотрен уже в октябре 2017 года. В случае вступления в силу этого закона кабинет министров сможет наложить вето на «Северный поток-2» под предлогом угрозы экологической безопасности страны. 

Еще весной компания Nord Stream 2, которая является оператором проекта «Северный поток-2», выразила надежду, что Копенгаген даст «добро» на строительства газопровода. Однако, видимо, в столице датского королевства решили пойти на поводу у Вашингтона и запретить реализацию газовой магистрали.

Проект «Северный поток-2» предусматривает прокладку двух ниток газопровода по дну Балтийского моря от российского побережья до побережья Германии. Планируется, что по этому маршруту из России в ЕС будет экспортироваться 55 млрд. кубометров в год. 

Идея строительства «Северного потока-2» была озвучена в 2015 году, когда уже действующая магистраль «Северный поток» была загружена на 94% своей мощности. Тогда российский газовый гигант подписал ряд меморандумов с европейскими компаниями о сотрудничестве по созданию нового маршрута транспортировки газа.

В кампанию против реализации проекта включились США, Польша, Украина, а также три прибалтийские республики бывшего СССР. 

Российские эксперты отрицательно отнеслись к инициативе правительства Дании – получить право на запрет на строительство газопровода. «Желание Дании изменить внутреннее законодательство и по политическим мотивам блокировать «Северный поток-2» выглядит странно», - считает аналитик Vygon Сonsulting Мария Белова.

По мнению эксперта, скорее всего, за попытками Копенгагена заблокировать проект «Северный поток-2» просматривается «рука Брюсселя». «Ведь у самой Еврокомиссии нет формальных оснований блокировать этот проект, так как он не подпадает под действие третьего энергопакета», - уверена Мария Белова.

По просьбе ИА «Медиафакс» ситуацию вокруг трубопровода комментирует ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков:
- Я считаю, что Копенгаген, скорее всего, не хочет брать на себя ответственность за строительство «Северного потока 2». По сути Дания не может запретить проект, так как он не вредит экологии и пройдет по маршруту первого «Северного потока». И теперь датское правительство, видимо, под давлением Брюсселя хочет поменять законодательство таким образом, чтобы правительство страны могло запретить неугодные проекты по политическим мотивам. 

Автор: Андрей Раевский, политический обозреватель

Источник: ИА «Медиафакс», 03.09.2017


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Водородная повестка в России в период экономической войны с Западом
Российский экспорт нефти: от ковидного падения спроса к санкционной войне
События на Украине радикально изменили ситуацию на рынке углеводородов. Пандемийное падение спроса кажется уже не такой большой бедой. Теперь мы столкнулись с более серьезным вызовом. Политический Запад резко усилил санкционное давление на Россию. Началось вытеснение России с рынков нефти и газа. Серьезный удар обрушился на российские нефтяные поставки. США, Канада и Великобритания ввели запрет на закупку российской нефти. Но главное поле битвы - ЕС.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2021 году и перспективы 2022 года
Ситуация на нефтегазовых рынках в 2021 году радикально изменилась. Цены на нефть пошли вверх, а газовые - так и вовсе поставили исторические рекорды. Казалось бы, такой расклад должен радовать российские нефтегазовые компании, которые сумели получить по итогам 2021 года неплохую выручку и прибыль, и российское государство, опять имеющее профицитный бюджет именно благодаря экспорту нефти и газа. Однако весь год прошел в рассуждениях о туманном будущем углеводородов. Все чаще звучат прогнозы о конце эпохи нефти (а потом и газа) под давлением новой климатической повестки и энергетического перехода.
«Газпром» на гребне ценовой волны. Текущая ситуация на газовом рынке Европы
Динамика газового рынка Европы - один из центральных сюжетов развития мировой энергетики. Уже начиная с лета ситуация стала выходить из-под контроля. Цены на газ в Европе побили исторические рекорды, потащив за собой котировки на уголь и даже нефть. Европейцы стали оценивать ситуацию как полноценный энергетический кризис. «Газпром» как крупнейший поставщик газа на европейские рынки оказался в центре большой дискуссии с извечными русскими вопросами: кто виноват и что делать. Уникальная ситуация на европейском газовом рынке и положение «Газпрома» детально разбираются в этом докладе.
Фискальная политика в нефтяной отрасли: выжимание последних соков или шанс на перезапуск отрасли?
Нефтяной сектор традиционно рассматривается правительством как донор федерального бюджета. Осенью 2020 года была принята целая серия репрессивных решений относительно нефтяных компаний, мотивированных необходимостью сбора дополнительных денег в бюджет. При этом бюджетная кампания осени 2021 года стала радикальным контрастом по сравнению с 2020 годом. Фокус внимания Минфина сместился на металлургическую и горнодобывающую промышленность, в то время как нефтяники получили определенную передышку. Вопрос, что будет дальше.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики