Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Вокруг «Северного потока-2» разгорается новая «газовая война»

Вокруг «Северного потока-2» разгорается новая «газовая война»

Зарубежные партнеры «Газпрома» по проекту «Северный поток-2» говорят о желании продолжить в нем участвовать, несмотря на санкции США, сообщил в понедельник вице-премьер Аркадий Дворкович. Дело здесь не только в финансировании, но и в том, что наличие зарубежных частных партнеров — признак, что проект является коммерчески эффективным, пояснил он.

Что касается денег, то Россия может изменить структуру финансирования «Северного потока-2» из-за новых санкций США, но надеется, что экономические факторы окажутся важнее политических, добавил Дворкович. 

Закон, подписанный в начале августа президентом США Дональдом Трампом, в частности, предполагает, что глава государства сможет налагать санкции на лиц, вкладывающих в строительство российских экспортных трубопроводов более 5 млн долларов за год или 1 млн долларов единовременно. Кроме того, в законе отдельно прописано, что США продолжат противодействовать проекту «Северный поток-2». Закон также сокращает максимальный срок финансирования российских нефтегазовых компаний с 90 до 60 дней.

Соглашение о финансировании «Северного потока-2» оператор проекта Nord Stream 2 AG и европейские партнеры подписали в конце апреля. Согласно этому документу, Shell, OMV, Engie, Uniper и Wintershall предоставят Nord Stream 2 AG кредиты по ставке 6% годовых до 2019 года. При этом финансирование Nord Stream 2 предоставит и сам «Газпром» на таких же условиях.

В июле Nord Stream 2 AG уже привлекла заем от европейских партнеров на 324 млн евро, говорится в отчете «Газпрома» по МСФО. Выделение последующих займов будет зависеть от решений Nord Stream 2 в отношении общего финансирования проекта.

КТО, ЕСЛИ НЕ ЕВРОПЕЙЦЫ?

По мнению опрошенных «Прайм» экспертов, финансирование со стороны европейских партнеров — самое выгодное для «Газпрома» с точки зрения получения последующих прибылей. «На их долю приходится половина от 9,5 млрд евро, в которые оценивается проект. Их участие означает, что они будут заинтересованы в сбыте, а это немаловажно на фоне того, что Европа постоянно стремится снизить зависимость от российского газа. Союзники, готовые отстаивать интересы совместного проект — ценный ресурс» — уверен замдиректора группы корпоративных рейтингов АКРА Василий Танурков.

Конечно, «Газпром» в состоянии построить трубу самостоятельно, без участия инвесторов, однако это не очень желательно. Во-первых, нужны лоббисты в деле продажи газа в Европу, а во-вторых — рентабельность трубопроводных проектов ниже, чем добывающих. С этой точки зрения компании желательно ограничить инвестиции «в трубу» путем разделения с партнерами, считает эксперт. У нее несколько снизился ряд финансовых показателей в течение полугода, поэтому в случае необходимости деньги придется занимать на рынке, напомнил он.

В этом случае вероятные партнеры — китайцы или арабские инвестфонды (Катар и т.п.). По мнению Тануркова, это не так хорошо, поскольку они не будут пользоваться поддержкой в Европе. «Не факт, что ЕС пустит их при условии владения трубой напополам с „Газпромом“, чтобы не давать рычаги власти», — считает эксперт.

Однако газовая монополия уже привлекала Китай в качестве соинвестора по трубопроводным проектам, причем договориться по цене было сложно, напомнил замдиректора Фонда национальной энергобезопасности Алексей Гривач. «Привлечение китайских банков в качестве соинвестора исключать нельзя, но, принимая во внимание стоимость финансирования, это маловероятно», — считает он. По мнению эксперта, в случае необходимости государство само может выступить в качестве гаранта или соинвестора проекта, чтобы он был завершен. Финансирование возможно, к примеру, из Фонда национального благосостояния, предназначенного как раз для реализации инфраструктурных проектов.

ГАЗОВЫЕ ВОЙНЫ

При этом окончательного решения по поводу строительства второй ветки «Северного потока» европейские страны пока не приняли. Как сообщалось недавно, правительство Дании подготовило и направило в соответствующие органы законопроект, позволяющий отказать в заявке компании Nord Stream 2 AG по строительству газопровода по дну Балтийского моря, если власти страны сочтут, что проект угрожает ее внешнеполитическим интересам и безопасности. Планируется, что предложения правительства парламент Дании рассмотрит в октябре.

Российский сенатор Алексей Пушков предположил, что в Дании начали сомневаться по поводу строительства газопровода «Северный поток-2» только после санкций США, таким образом, источник давления, по его мнению, очевиден.

Санкции действительно негативно повлияли на перспективы «Северного потока-2», полагают эксперты. Без этого возражения Дании и других игроков, например, Польши, были бы несущественны, уверен Гривач. Уже был момент, когда ряд европейских стран возражали против строительства, но в конечном счете было решено отдать право решения Еврокомиссии. Та дала «добро», и все подчинились, напомнил он.

Но, несмотря на санкции, не стоит забывать, что «Северный поток-2» — коммерчески выгодный проект, в реализации которого заинтересованы многие европейские игроки. Среди них ключевые страны Европы — Германия, Австрия, Италия. Опыт противодействия подобным проектам со стороны США далеко не всегда удачен, поскольку никто в Европе не готов отказаться от дешевого российского трубопроводного газа в пользу предлагаемых американцами альтернатив. Сжиженный газ — а речь идет именно о нем — существенно дороже, а при отсутствии выбора если США законтрактуют большую часть необходимого Европе объема, цены будут расти еще более быстрыми темпами.

Автор: Наталья Карнова

Источник: ПРАЙМ, 04.09.2017


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции очередного года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь он не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.
Цифровизация и ее последствия для нефтегаза: мифы и возможная реальность

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики