Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Дело - труба: Украина хочет сделать Евросоюз заложником своей ГТС

Дело - труба: Украина хочет сделать Евросоюз заложником своей ГТС

Украина хочет перенести точку сдачи-приемки российского газа европейским потребителям на своей восточной границе, чтобы переложить затраты на модернизацию газотранспортной системы на плечи Евросоюза, говорит ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.
 
Украине нужно радикальным образом пересмотреть систему транзита российского газа в Евросоюз после истечения текущего контракта с "Газпромом". Об этом заявил в ходе послания парламенту Петр Порошенко.
 
"В связи с тем, что контракт завершается в 2019 году, наша задача, с помощью Евросоюза добиться революционного изменения в организации транзита: чтобы европейцы покупали российский газ не на западной, а на восточной границе Украины (совместно с нами), а Украина предоставляла качественные транзитные услуги не России, а Евросоюзу", - сказал президент Украины. 
 
Идея продажи газа на восточной границе муссируется Киевом уже давно. Впервые об этом было сказано в мае 2014 года. Речь идет о том, чтобы закупки российского газа стали совместными с ЕС - при переносе точки приема газа из России это позволит, по мнению Украины, европейским компаниям пользоваться свободными мощностями украинских подземных газовых хранилищ.
 
Украина получает газ на восточной границе. Часть газа покупает Украина для собственных нужд, другая часть идет транзитом через ее территорию до западной границы, где его покупают европейские трейдеры. Киев же хочет, чтобы Украина и Европа вместе покупали газ на восточной границе с Россией.
 
Зачем это нужно Киеву? Если газ будет покупаться на восточной границе, Россия станет выставлять единый счет и для Евросоюза, и для Украины. Выходит, Киев будет рассчитываться не с Россией за свои покупки, а с ЕС, и, значит, закупать газ по среднеевропейским ценам, дешевле, чем сейчас. Главное - затраты на модернизацию ГТС лягут на плечи Евросоюза.

Точка сдачи

Сейчас точка сдачи-приемки газа, который идет через Украину, находится в Австрии, объясняет Игорь Юшков, - право собственности на российский газ от "Газпрома" европейским потребителям переходит именно там.
 
"Когда случился кризис 2009 года (конфликт "Газпрома" с Украиной), европейцы сказали - в контракте у нас написано, что точка сдачи в Австрии, газа сегодня здесь нет, значит, выставим неустойку. То есть претензии в рамках конфликта выдвигались именно "Газпрому". Сейчас и Россия сама бы перенесла точку сдачи-приемки на восточную границу, но европейцы этого не хотят, потому что в таком случае за транзит через Украину будут отвечать они", - говорит эксперт.

Рискованные траты на ГТС

Почему сейчас этот вопрос опять поднимают в Киеве? Там понимают, что без модернизации ГТС даже небольшие объемы российского газа через 3-5 лет они проводить не смогут. Для модернизации нужны деньги, Украина сама платить не хочет, поэтому и пытается привлечь европейцев. Евросоюз же не хочет иметь с этим делом, причем настолько, что даже когда Украина решила продать 49% оператора ГТС, никто из европейских компаний не проявил к этой сделке интерес.
 
Почему?
 
"Нет гарантии полной загрузки трубы, и, значит, тратиться на модернизацию - а это примерно $10 млрд - рискованно. То есть гарантий возврата инвестиций европейцы не видят. А украинцы понимают, что нынешнее положение приведет их в тупик, время играет на стороне "Газпрома", техническое состояние трубы ухудшается. Поэтому Порошенко и призывает перенести точку сдачи-приемки. Но решает это не он, а "Газпром" и европейцы", - сказал Юшков, высказав уверенность, что Европа не пойдет на то, чтобы стать заложником такой ситуации. 
 
Автор: Игорь Скрыпач

Источник: Экономика сегодня, 07.09.2017


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции очередного года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь он не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.
Цифровизация и ее последствия для нефтегаза: мифы и возможная реальность

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики