Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Датская «неожиданность»: как Копенгаген пытается создать проблемы «Северному потоку-2»

Датская «неожиданность»: как Копенгаген пытается создать проблемы «Северному потоку-2»

В начале строительства первого «Северного потока» именно датские власти попросили компанию Nord Stream проложить газопровод в территориальных водах своей страны 

Авторитетная датская газета Politiken сообщила 1 сентября, что правительство страны подготовило законопроект, который в случае принятия наделит Министерство иностранных дел правом предварительно оценивать и отклонять иностранные заявки на строительство газопроводов в территориальных водах Дании по причинам «государственной безопасности», «соображениям ЕС и альянса» и «общим стратегическим соображениям». Само правительство информацию не подтверждало и никак не комментировало.

Прохождение этого документа через Фолькетинг (парламент Дании) и его правоприменение к «Северному потоку-2» станет еще одним тестом на юридическую чистоту европейской системы, которой Старый Свет всегда гордился и ставил в пример различным, по его мнению, «варварам», в том числе России.

Конечно, датчане могут менять свое законодательство по своему усмотрению. Но именно в контексте рассмотрения заявки на разрешение строительства «Северного потока-2» новая процедура, даже если она будет принята парламентариями, применяться не может. По одной простой причине. Зарегистрированная в Швейцарии компания-оператор проекта Nord Stream 2 AG подала весь пакет документов для получения разрешения в апреле 2017 года. Его рассмотрение датскими властями идет полным ходом. 29 августа Датское энергетическое агентство, которое уполномочено принять решение по заявке в соответствии с действующим законодательством, провело публичные слушания на острове Борнхольм, близ берегов которого планируется провести трассу газопровода (об этом чуть ниже). В середине сентября закончится период принятия комментариев и замечаний от всех заинтересованных сторон. После этого ДЭА должно выдать разрешение или отклонить, но только в случае угрозы проекта окружающей среде. 

Очевидно, что воздействие «Северного потока-2» на экологию ограничено и некритично. 8 лет назад Дания уже выдала разрешение на строительство аналогичного газопровода — «Северного потока-1» — с теми же параметрами, и никакого существенного ущерба окружающей среде нанесено не было. Более того, консорциум потратил беспрецедентную для Балтики сумму (около €100 млн) на мероприятия по экологическому мониторингу, расчистке акватории и т. д.

По сути, у ДЭА нет никаких законных оснований для отказа в выдаче разрешения. А изменение законодательства в процессе и даже под конец ее рассмотрения — это уже совершенно антиправовой шаг, подрывающий доверие и репутацию не только датской демократической традиции, но и всего Евросоюза. Не говоря о том, что это просто мотивированный логикой «холодной войны» недружественный шаг не только к России, но и к крупнейшим покупателям российского газа, заинтересованным в проекте, таким как Германия, Франция, Австрия, Нидерланды, чьи компании финансируют «Северный поток-2».

Самое забавное в этой ситуации то, что правительство Дании сейчас возглавляет Ларс Лёкке Расмуссен, лидер левой Либеральной партии. И его же правительство в 2009 году выдало разрешение на строительство первого «Северного потока». То есть, свалить на «ошибки предшественников» не выйдет. Более того, именно датские власти попросили компанию Nord Stream проложить газопровод в территориальных водах страны. Альтернативный «северный маршрут» по экономической зоне в обход Борнхольма пролегал бы через воды с чрезвычайно интенсивной навигацией. 

В то же время изначальный южный маршрут в экономической зоне Дании не подходил из-за того, что Копенгаген до сих пор не урегулировал вопросы разграничения в Балтийском море с Польшей. А мнение польского правительства относительно России в целом и российских газопроводных проектов в частности мы все прекрасно знаем. К примеру, на слушания, организованные ДЭА, 29 августа из Польши, по свидетельствам местной прессы, высадился десант из полутора десятков представителей правительства, экспертов и юристов. Как пишет Politiken, представитель польского МИДа Марта Бабич не только собиралась задавать вопросы, но и к удивлению представителей ДЭА и Nord Stream 2 AG зачитала специальное заявление, смысл которого сводился к тому, что Датское энергетическое агентство избрало местом проведения слушаний остров Борнхольм, куда полякам трудно добираться, поэтому ДЭА должно провести еще одни слушания на территории Польши. Не удивлюсь, если в конечном итоге бесцеремонность польских гостей сыграет на руку проекту «Северный поток-2». 

Этим датский политический клубок вокруг газопровода не исчерпывается. Помимо Польши оппонентом «Северного потока-2» выступает Украина, которая для лоббирования против проекта наняла бывшего премьер-министра Дании Андреса Фог Расмуссена. Подготовка законопроекта, видимо, в том числе плод и его деятельности. Расмуссен официально является внештатным советником президента Украины Порошенко, а в реальности, похоже, получает деньги за то, чтобы противодействовать «Северному потоку-2». По иронии судьбы, именно его в 2009 году на посту премьер-министра Дании сменил его однофамилец и соратник по партии Ларс Лёкке Расмуссен. А замена произошла потому, что Андреса Фога Расмуссена, до этого занимавшего пост главы правительства на протяжении 8 лет, призвали в НАТО, на позицию генерального секретаря.

Все, что нужно знать о человеческих качествах и отношении к России бывшего генсека Северо-Атлантического альянса и нынешнего советника Порошенко, это то, что, будучи премьером Дании, он в 2002 году тайно записал на диктофон, а затем передал в печать свой первый разговор с Владимиром Путиным. Ничего особо секретного, но сам подход свидетельствует о полном пренебрежении дипломатическим этикетом. А в 2003 году не моргнув глазом солгал: «Ирак обладает оружием массового поражения. Мы не просто думаем так, мы точно знаем это». Как говорится, каков поп, таков и приход. 

Автор: Алексей Гривач, заместитель гендиректора ФНЭБ по газовым проектам

Опубликовано: Forbes.Ru, 06.09.2017


Аналитическая серия «ТЭК России»:

Фискальные новации: от налогового маневра к новым экспериментам
Нефтехимия и газохимия: непростой путь к высоким переделам
Мировой рынок СПГ: Россия и ее основные конкуренты
Три года под санкциями: как они повлияли на российский ТЭК?
Время летит быстро – прошли уже три года с весны 2014 года, когда Крым вернулся в состав РФ. Практически сразу против России были введены санкции, которые напрямую затронули нефтегазовый комплекс – основную отрасль российской экономики. Уже можно подвести первые итоги – как российский нефтегаз приспособился к санкционному режиму, насколько фатальными оказались его потери и как санкции повлияли на решимость иностранных компаний работать в России.
Рынок Азии: потенциал российского нефтегазового экспорта на восток

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики