Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Минэнерго толкает Россию в светлое будущее

Минэнерго толкает Россию в светлое будущее

Аналитик Игорь Юшков — о перспективах запрета ламп накаливания мощнее 50 Вт

С Восточного экономического форума на минувшей неделе пришла новость, взбудоражившая россиян. Дело касается не инвестиционных контрактов с азиатскими странами, а знакомой каждому лампочки. Замминистра энергетики Антон Инюцын заявил, что его ведомство проработает вопрос о запрете производства и продажи ламп накаливания мощностью выше 50 Вт.

Ранее государство уже ограничивало продажу ламп накаливания. С 2011 года запрещена продажа лампочек мощностью 100 Вт и более. Кроме того, неоднократно вставал вопрос о снижении планки. По принятому в 2009 году ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» мы уже могли были с 2013 года лишиться лампочек мощностью 75 Вт и более, а с 2014-го — 25 Вт. Однако в законе написано, что эти меры могли быть введены, но необязательно. Поэтому правительство продолжает откладывать новые ограничения, хотя Минэнерго регулярно возвращается к вопросу борьбы с лампами накаливания. Последний раз тот же замминистра энергетики Антон Инюцын предлагал вывести из оборота лампочки мощностью 60 и 75 Вт в июне 2016 года.

Нынешние предложения Минэнерго имеют два аспекта — бытовой и государственный. Для населения запрет на оборот ламп накаливания мощностью более 50 Вт станет сильным ударом. Хоть Минэнерго и заявляет, что 28% потребителей уже перешло на светодиодные лампочки, в реальности эта цифра выходит за счет государственных, региональных и муниципальных учреждений, которых обязали перейти на энергосберегающие лампочки уже давно. Доля граждан, установивших энергосберегающие лампочки (и светодиодные, и люминесцентные) в квартирах, в разы меньше заявленных 28%. Запрет 50-ваттных ламп накаливания означает принудительный перевод всех россиян на энергосберегающие лампочки, ведь с 40-ваттной лампочкой жить очень некомфортно.

Надо сказать, что этот шаг в светлое будущее довольно дорог. Если лампа накаливания в 75 Вт стоит примерно 15 рублей, то ее энергосберегающий аналог стоит от 80 рублей и выше. Причем дешевые энергосберегающие лампы — это в основном китайские люминесцентные лампы, которые и прослужат недолго, и содержат вредные вещества, а значит, их нужно сдавать в специализированный пункт, а не бросать в урну. Качественные светодиодные лампочки, работающие по 5–7 лет, стоят уже 250–350 рублей за штуку. Покупаешь семь лампочек на однокомнатную квартиру — тратишь 2,5 тыс. рублей. Такая нагрузка для семейного бюджета не всем россиянам понравится, особенно в регионах. Хотя энергосбережение позволит экономить на электричестве: светодиодная лампа потребляет в 7–8 раз меньше электричества. Но в условиях, когда множество людей в России живет от зарплаты до зарплаты, сложно думать об окупаемости лампочек на пять лет вперед.

Государственный аспект запрета лампочек накаливания связан с обязательствами России на международной арене. Мы присоединились к Парижскому соглашению по климату, которое предполагает сокращение выбросов в атмосферу. Однако при этом документ таит в себе механизмы переустройства всей мировой торговли. Если совсем упрощать, то соглашение открывает дверь введению глобального углеродного налога. Те страны, где на производство единицы товара тратится много энергоресурсов, будут платить больший налог, чем энергоэффективные государства. А значит, себестоимость товаров в расточительных странах будет выше и конкурировать на международной арене они не смогут. В итоге российское правительство будет вынуждено увеличивать энергоэффективность экономики, чтобы продемонстрировать выполнение Парижского соглашения, что в будущем позволит получить хорошие позиции в рамках глобальной экономической конкуренции.

У бытового и государственного аспектов запрета ламп накаливания есть и одно общее. Сокращение потребления энергии должно привести к снижению вредных выбросов. А чистый воздух помогает энергосбережению, в Пекине, например, зачастую такой смог стоит, что и днем приходится свет в квартире включать, так как солнца не видно.

Автор: Игорь Юшков, ведущий аналитик ФНЭБ, эксперт Финансового университета при правительстве РФ 

Опубликовано: Известия, 12.09.2017

 


Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2017 году и перспективы 2018 года
«Газпром» на внутреннем и внешнем рынках газа: как поделить газовый «пирог»
Положение «Газпрома» весьма противоречиво. С одной стороны, после нескольких лет сокращения добычи из-за обострения конкуренции на внутреннем рынке и негативных тенденций на рынках внешних «Газпром» вновь наращивает производство газа. И ставит рекорд за рекордом на европейском рынке, покрывая дополнительный спрос. Атаки независимых производителей, требующих реформирования отрасли или хотя бы их допуска к трубопроводному экспорту, были в очередной раз отбиты. Компания получила некоторую передышку. С другой стороны, политическое сопротивление «Газпрому» в Европе только усиливается. Разворачивается финальная схватка за позиции на европейском рынке в будущем. Оппоненты бросают все силы на то, чтобы остановить или затормозить строительство «Северного потока - 2». Да и внутренние производители газа сдаваться не намерены. Кроме того, серьезно ухудшилось финансовое положение «Газпрома».
Российский нефтегаз в 2025 году: картина будущего
Все мы хотим знать, что ждет нефтегазовую промышленность в ближайшие годы. Известны два основных подхода к будущему, в том числе и будущему нефтегазовой промышленности. Первый – попытаться понять, что же ждет отрасль впереди исходя из текущих трендов. Второй - заняться конструированием этого самого будущего. Начертать план, которому нужно следовать, чтобы избежать проблем и минимизировать риски. Новый доклад ФНЭБ позволит понять, у каких развилок стоит отрасль и по какому пути нефтегазовую промышленность пытаются провести.
Фискальные новации: от налогового маневра к новым экспериментам
Нефтехимия и газохимия: непростой путь к высоким переделам

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики