Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Минэнерго толкает Россию в светлое будущее

Минэнерго толкает Россию в светлое будущее

Аналитик Игорь Юшков — о перспективах запрета ламп накаливания мощнее 50 Вт

С Восточного экономического форума на минувшей неделе пришла новость, взбудоражившая россиян. Дело касается не инвестиционных контрактов с азиатскими странами, а знакомой каждому лампочки. Замминистра энергетики Антон Инюцын заявил, что его ведомство проработает вопрос о запрете производства и продажи ламп накаливания мощностью выше 50 Вт.

Ранее государство уже ограничивало продажу ламп накаливания. С 2011 года запрещена продажа лампочек мощностью 100 Вт и более. Кроме того, неоднократно вставал вопрос о снижении планки. По принятому в 2009 году ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» мы уже могли были с 2013 года лишиться лампочек мощностью 75 Вт и более, а с 2014-го — 25 Вт. Однако в законе написано, что эти меры могли быть введены, но необязательно. Поэтому правительство продолжает откладывать новые ограничения, хотя Минэнерго регулярно возвращается к вопросу борьбы с лампами накаливания. Последний раз тот же замминистра энергетики Антон Инюцын предлагал вывести из оборота лампочки мощностью 60 и 75 Вт в июне 2016 года.

Нынешние предложения Минэнерго имеют два аспекта — бытовой и государственный. Для населения запрет на оборот ламп накаливания мощностью более 50 Вт станет сильным ударом. Хоть Минэнерго и заявляет, что 28% потребителей уже перешло на светодиодные лампочки, в реальности эта цифра выходит за счет государственных, региональных и муниципальных учреждений, которых обязали перейти на энергосберегающие лампочки уже давно. Доля граждан, установивших энергосберегающие лампочки (и светодиодные, и люминесцентные) в квартирах, в разы меньше заявленных 28%. Запрет 50-ваттных ламп накаливания означает принудительный перевод всех россиян на энергосберегающие лампочки, ведь с 40-ваттной лампочкой жить очень некомфортно.

Надо сказать, что этот шаг в светлое будущее довольно дорог. Если лампа накаливания в 75 Вт стоит примерно 15 рублей, то ее энергосберегающий аналог стоит от 80 рублей и выше. Причем дешевые энергосберегающие лампы — это в основном китайские люминесцентные лампы, которые и прослужат недолго, и содержат вредные вещества, а значит, их нужно сдавать в специализированный пункт, а не бросать в урну. Качественные светодиодные лампочки, работающие по 5–7 лет, стоят уже 250–350 рублей за штуку. Покупаешь семь лампочек на однокомнатную квартиру — тратишь 2,5 тыс. рублей. Такая нагрузка для семейного бюджета не всем россиянам понравится, особенно в регионах. Хотя энергосбережение позволит экономить на электричестве: светодиодная лампа потребляет в 7–8 раз меньше электричества. Но в условиях, когда множество людей в России живет от зарплаты до зарплаты, сложно думать об окупаемости лампочек на пять лет вперед.

Государственный аспект запрета лампочек накаливания связан с обязательствами России на международной арене. Мы присоединились к Парижскому соглашению по климату, которое предполагает сокращение выбросов в атмосферу. Однако при этом документ таит в себе механизмы переустройства всей мировой торговли. Если совсем упрощать, то соглашение открывает дверь введению глобального углеродного налога. Те страны, где на производство единицы товара тратится много энергоресурсов, будут платить больший налог, чем энергоэффективные государства. А значит, себестоимость товаров в расточительных странах будет выше и конкурировать на международной арене они не смогут. В итоге российское правительство будет вынуждено увеличивать энергоэффективность экономики, чтобы продемонстрировать выполнение Парижского соглашения, что в будущем позволит получить хорошие позиции в рамках глобальной экономической конкуренции.

У бытового и государственного аспектов запрета ламп накаливания есть и одно общее. Сокращение потребления энергии должно привести к снижению вредных выбросов. А чистый воздух помогает энергосбережению, в Пекине, например, зачастую такой смог стоит, что и днем приходится свет в квартире включать, так как солнца не видно.

Автор: Игорь Юшков, ведущий аналитик ФНЭБ, эксперт Финансового университета при правительстве РФ 

Опубликовано: Известия, 12.09.2017

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции очередного года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь он не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.
Цифровизация и ее последствия для нефтегаза: мифы и возможная реальность

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики