Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Ради строительства «Северного потока – 2» Европа готова обмануть США

Ради строительства «Северного потока – 2» Европа готова обмануть США

Схему финансирования строительства газопровода «Северный поток – 2» из-за новых санкций США придется поменять, признал один из европейских партнеров Газпрома. Однако ничего страшного в этом европейцы не видят и прямо признаются, что ищут способы обмануть Соединенные Штаты. Как именно они это сделают?

Австрийский нефтегазовый концерн OMV ожидает изменения схемы финансирования проекта строительства газопровода «Северный поток – 2» из-за новых санкций США. По словам главы OMV Райнера Зеле, организовать проектное финансирование на все планировавшиеся 70% стоимости трубопровода, видимо, не удастся. Участникам проекта придется либо искать средства в российских и азиатских банках, либо вкладывать в него больше собственных средств.

«Нам нужно будет еще сильнее дать всем понять, что мы этот проект поддерживаем и отказываться от него не собираемся. Конечно, нам, видимо, придется пересматривать ситуацию с финансированием «Северного потока – 2», но обязательства по этому проекту, обязательства довести проект до конца, безусловно, сохраняются, и все предприятия, которые это обязательство дали, будут стараться их выполнить», – сказал Зеле.

Суть в том, что западные партнеры Газпрома по «Северному потоку – 2», конечно, не желают попадать под санкции США, запрещающие финансировать российский газопровод. Поэтому формально они готовы будут действовать в рамках этих санкций. Однако, с другой стороны, они признаются, что уже ищут лазейки, чтобы в полной мере выполнить свои финансовые обязательства по «Северному потоку – 2». Такая преданность проекту европейских партнеров Газпрома говорит не только о нужности этой трубы самой Европе, но и о реальной коммерческой выгоде проекта.

Европейские партнеры Газпрома – это Shell, OMV, Engie, Uniper и Wintershall. В апреле этого года они подписали соглашение о финансировании «Северного потока» с компанией – оператором проекта Nord Stream 2 AG (единственный акционер – Газпром). Согласно ему, европейские партнеры и Газпром должны предоставить компании Nord Stream 2 AG  бридж-кредиты по ставке 6% годовых до 2019 года, которые пойдут на строительство «Северного потока – 2». За счет них планировалось покрыть до 70% общих затрат по проекту или на 6,65 млрд евро. Общая стоимость газопровода составит 9,5 млрд евро.

Первый транш финансирования (1 млрд евро) уже был выдан в этом году. Однако с остальными могут возникнуть проблемы. Поэтому стороны и ищут лазейки, чтобы профинансировать газопровод в обход американских санкций.

Зеле признал, что обеспечить 70% финансирования стало теперь сложнее, однако добавил, что не считает это проблемой. «Нам придется гораздо сильнее смотреть в сторону азиатских и российских банков и гораздо меньше думать о банках в Европе и Америке», – сказал Зеле. «Если будет совсем плохой сценарий, что ни один банк нам ни одного евро не даст, значит, нам придется на 100% собственными средствами финансировать весь проект», – добавил глава OMV.

«Европейские партнеры признают, что формально намерены соблюсти требования санкций США. Но в реальности готовы продолжить финансирование проекта, для чего ищут обходные пути», – говорит Игорь Юшков из Фонда национальной энергетической безопасности.

 

Лазейки всегда можно найти. Например, основной акционер «Ямал СПГ» – «Новатэк» – попал под санкции, но он все равно умудряется привлекать кредиты у европейских структур через экспортное агентство. То есть, по сути, используется посредник: европейцы дают деньги посреднику, который, в свою очередь, выделяет деньги российской компании. В случае с «Северным потоком – 2» посредником между европейскими партнерами и трубой может стать российский или азиатский банк. Вариантов множество.

«Первый вариант: европейцы дают деньги российскому банку, а российский банк непосредственно финансирует Nord Stream 2 AG. Второй: проект полностью закредитуют у азиатов. Третий вариант: совмещение двух первых, как это сделано в «Новатэке». Там основной кредит дают китайцы, но он дорог, поэтому, чтобы снизить стоимость инвестиций в целом, привлекаются деньги и от европейцев», – рассуждает Игорь Юшков.

Однако в финансировании «Северного потока – 2» китайцы вряд ли будут участвовать. Потому что им интересны лишь те проекты, которые так или иначе заточены на китайцев (китайское оборудование, китайские рабочие или газ для китайских потребителей).

«Скорее, это могут быть японцы. Они могут вложить деньги в проект и ради процентов по кредиту, и ради улучшения отношений с Газпромом. Японцы как раз ведут переговоры о расширении третьей очереди СПГ-завода на Сахалине. Плюс Япония хочет заручиться поддержкой России по северокорейской проблематике», – говорит Юшков.

Возможно, будет подписано дополнительное кредитное соглашение между партнерами и посредником, в котором не будет ни слова сказано о «Северном потоке – 2» для формального соблюдения санкционного режима. Не исключено, что Газпрому придется пойти на некие дополнительные уступки. Например, европейские партнеры Газпрома могут получить гарантии льготной ставки по прокачке газа по газопроводу. Потому что новая схема кредитования может быть менее выгодной западным партнерам или в качестве поощрения за риск быть наказанными США. 

Автор: Ольга Самофалова 

Источник: Взгляд, 13.09.2017 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Энергетический переход и «зеленая повестка» в России: мода или суровая реальность?
Авария на «Дружбе»: основные последствия
Авария на нефтепроводе «Дружба» стала главным «хитом» 2019 года в российской нефтянке. Прошел уже год, а внятного ответа на вопрос, что же произошло, так и не получено. А ведь под удар была поставлена репутация России как надежного поставщика нефти. Нефть с хлорорганикой попала в Белоруссию, в Венгрию, Польшу, Германию, Украину, другие страны. Авария привела к грандиозному международному скандалу. И это в тот момент, когда стало очевидным нарастание конкуренции на мировом рынке.
Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики