Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Ради строительства «Северного потока – 2» Европа готова обмануть США

Ради строительства «Северного потока – 2» Европа готова обмануть США

Схему финансирования строительства газопровода «Северный поток – 2» из-за новых санкций США придется поменять, признал один из европейских партнеров Газпрома. Однако ничего страшного в этом европейцы не видят и прямо признаются, что ищут способы обмануть Соединенные Штаты. Как именно они это сделают?

Австрийский нефтегазовый концерн OMV ожидает изменения схемы финансирования проекта строительства газопровода «Северный поток – 2» из-за новых санкций США. По словам главы OMV Райнера Зеле, организовать проектное финансирование на все планировавшиеся 70% стоимости трубопровода, видимо, не удастся. Участникам проекта придется либо искать средства в российских и азиатских банках, либо вкладывать в него больше собственных средств.

«Нам нужно будет еще сильнее дать всем понять, что мы этот проект поддерживаем и отказываться от него не собираемся. Конечно, нам, видимо, придется пересматривать ситуацию с финансированием «Северного потока – 2», но обязательства по этому проекту, обязательства довести проект до конца, безусловно, сохраняются, и все предприятия, которые это обязательство дали, будут стараться их выполнить», – сказал Зеле.

Суть в том, что западные партнеры Газпрома по «Северному потоку – 2», конечно, не желают попадать под санкции США, запрещающие финансировать российский газопровод. Поэтому формально они готовы будут действовать в рамках этих санкций. Однако, с другой стороны, они признаются, что уже ищут лазейки, чтобы в полной мере выполнить свои финансовые обязательства по «Северному потоку – 2». Такая преданность проекту европейских партнеров Газпрома говорит не только о нужности этой трубы самой Европе, но и о реальной коммерческой выгоде проекта.

Европейские партнеры Газпрома – это Shell, OMV, Engie, Uniper и Wintershall. В апреле этого года они подписали соглашение о финансировании «Северного потока» с компанией – оператором проекта Nord Stream 2 AG (единственный акционер – Газпром). Согласно ему, европейские партнеры и Газпром должны предоставить компании Nord Stream 2 AG  бридж-кредиты по ставке 6% годовых до 2019 года, которые пойдут на строительство «Северного потока – 2». За счет них планировалось покрыть до 70% общих затрат по проекту или на 6,65 млрд евро. Общая стоимость газопровода составит 9,5 млрд евро.

Первый транш финансирования (1 млрд евро) уже был выдан в этом году. Однако с остальными могут возникнуть проблемы. Поэтому стороны и ищут лазейки, чтобы профинансировать газопровод в обход американских санкций.

Зеле признал, что обеспечить 70% финансирования стало теперь сложнее, однако добавил, что не считает это проблемой. «Нам придется гораздо сильнее смотреть в сторону азиатских и российских банков и гораздо меньше думать о банках в Европе и Америке», – сказал Зеле. «Если будет совсем плохой сценарий, что ни один банк нам ни одного евро не даст, значит, нам придется на 100% собственными средствами финансировать весь проект», – добавил глава OMV.

«Европейские партнеры признают, что формально намерены соблюсти требования санкций США. Но в реальности готовы продолжить финансирование проекта, для чего ищут обходные пути», – говорит Игорь Юшков из Фонда национальной энергетической безопасности.

 

Лазейки всегда можно найти. Например, основной акционер «Ямал СПГ» – «Новатэк» – попал под санкции, но он все равно умудряется привлекать кредиты у европейских структур через экспортное агентство. То есть, по сути, используется посредник: европейцы дают деньги посреднику, который, в свою очередь, выделяет деньги российской компании. В случае с «Северным потоком – 2» посредником между европейскими партнерами и трубой может стать российский или азиатский банк. Вариантов множество.

«Первый вариант: европейцы дают деньги российскому банку, а российский банк непосредственно финансирует Nord Stream 2 AG. Второй: проект полностью закредитуют у азиатов. Третий вариант: совмещение двух первых, как это сделано в «Новатэке». Там основной кредит дают китайцы, но он дорог, поэтому, чтобы снизить стоимость инвестиций в целом, привлекаются деньги и от европейцев», – рассуждает Игорь Юшков.

Однако в финансировании «Северного потока – 2» китайцы вряд ли будут участвовать. Потому что им интересны лишь те проекты, которые так или иначе заточены на китайцев (китайское оборудование, китайские рабочие или газ для китайских потребителей).

«Скорее, это могут быть японцы. Они могут вложить деньги в проект и ради процентов по кредиту, и ради улучшения отношений с Газпромом. Японцы как раз ведут переговоры о расширении третьей очереди СПГ-завода на Сахалине. Плюс Япония хочет заручиться поддержкой России по северокорейской проблематике», – говорит Юшков.

Возможно, будет подписано дополнительное кредитное соглашение между партнерами и посредником, в котором не будет ни слова сказано о «Северном потоке – 2» для формального соблюдения санкционного режима. Не исключено, что Газпрому придется пойти на некие дополнительные уступки. Например, европейские партнеры Газпрома могут получить гарантии льготной ставки по прокачке газа по газопроводу. Потому что новая схема кредитования может быть менее выгодной западным партнерам или в качестве поощрения за риск быть наказанными США. 

Автор: Ольга Самофалова 

Источник: Взгляд, 13.09.2017 


Аналитическая серия «ТЭК России»:

В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.
Мировой рынок нефти: к каким ценам готовиться?
Санкции в отношении российского нефтегаза: кольцо сжимается

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики