Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Откровенный шантаж: новое предложение ЕС по «Северному потоку-2» шокировало экспертов

Откровенный шантаж: новое предложение ЕС по «Северному потоку-2» шокировало экспертов

Еврокомиссия хотела бы распространить на газопровод «Северный поток – 2» действие норм Третьего энергетического пакета, разделив функции поставщика и транзитера газа. Преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков называет предложения ЕК откровенным шантажом.

Новое предложение ЕК по "Северному потоку-2"

Несмотря на планы Еврокомиссии запретить «Газпрому» совмещать производство и поставку газа с владением газопроводом «Северный поток – 2», никаких юридических оснований для этого нет. В Еврокомиссии это понимают и хотят договориться с Россией о компромиссе, сообщает газета «Ведомомсти». Пока в ЕК рассматривается два варианта - возможность создания независимого оператора проекта или независимого регулятора, который бы выполнял надзорные функции за работой «Газпрома» по газопроводу.
 
«Позиция Евросоюза понятна - Брюссель старается всячески контролировать этот проект и зачастую ему препятствовать, но так как у него ничего не получается, они предпринимают попытки создать некоего «троянского коня». Поэтому и звучат предложения о распространении норм третьего энергопакета на морской газопровод и создании экстерриториального законодательства. Но непонятно, зачем «Газпрому» заранее закладывать мину под свой проект.
 
По нынешнему законодательству у российской компании гораздо больше шансов реализовать проект, а затем и управлять им. Сегодня «Северный поток – 2» реализуется через взаимодействие с Германией напрямую. Иногда «Газпром» дополнительно запрашивает у национальных регуляторов разрешение на прокладку труб в их территориальных водах. Но в случае принятия условий ЕК «Газпром» вынужден будет отказаться от выгодной схемы сотрудничества с Германией», - объясняет ФБА «Экономика сегодня» собеседник.

Шантаж Еврокомиссии 

Сегодня Германия и немецкие компании позитивно настроены к проекту, а Еврокомиссия и ЕС в целом негативно. Юшков задается вопросом – зачем нам менять заинтересованного в проекте партнера на того, кто хочет воспрепятствовать ему. По его мнению, предложения ЕК являются откровенным шантажом. Если «Газпром» не примет условия европейцев, то ЕС продолжит  вставлять палки в колеса проекта.
 
«Сейчас «Газпром» действует в рамках существующего законодательства ЕС, когда морская часть не подпадает под нормы третьего энергопакета, а сухопутная попадает. Но там прокладкой ГТС должны заниматься уже европейские компании. Я не вижу смысл соглашаться на условия ЕК, так как со временем они захотят увидеть в проекте альтернативного поставщика, как это произошло с «Северным потоком-1». Такой подход грозит прямыми убытками для российской компании. Сейчас «Газпром» действует по закону, а европейцы ему предлагают действовать по понятиям.
 
Идти на компромисс можно в том случае, когда у вас слабая позиция, и вы можете ее усилить, а у «Газпрома» сильная позиция, и компромисс ее только ослабит. По сути у ЕК нет возможности продавить свою позицию, он может только незаконным путем и шантажом влиять на национальные регуляторы. В свое время такой способ применялся в отношении Болгарии, котрой пригрозили ограничить кредиты по линии ЕК, если она не откажется от «Южного потока». Но на Германию так не надавишь, так как она является экономическим лидером Евросоюза», - резюмирует Игорь Юшков.
 
Автор: Андрей Петров
 
Источник: Экономика сегодня, 15.09.2017

Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российский экспорт нефти: от ковидного падения спроса к санкционной войне
События на Украине радикально изменили ситуацию на рынке углеводородов. Пандемийное падение спроса кажется уже не такой большой бедой. Теперь мы столкнулись с более серьезным вызовом. Политический Запад резко усилил санкционное давление на Россию. Началось вытеснение России с рынков нефти и газа. Серьезный удар обрушился на российские нефтяные поставки. США, Канада и Великобритания ввели запрет на закупку российской нефти. Но главное поле битвы - ЕС.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2021 году и перспективы 2022 года
Ситуация на нефтегазовых рынках в 2021 году радикально изменилась. Цены на нефть пошли вверх, а газовые - так и вовсе поставили исторические рекорды. Казалось бы, такой расклад должен радовать российские нефтегазовые компании, которые сумели получить по итогам 2021 года неплохую выручку и прибыль, и российское государство, опять имеющее профицитный бюджет именно благодаря экспорту нефти и газа. Однако весь год прошел в рассуждениях о туманном будущем углеводородов. Все чаще звучат прогнозы о конце эпохи нефти (а потом и газа) под давлением новой климатической повестки и энергетического перехода.
«Газпром» на гребне ценовой волны. Текущая ситуация на газовом рынке Европы
Динамика газового рынка Европы - один из центральных сюжетов развития мировой энергетики. Уже начиная с лета ситуация стала выходить из-под контроля. Цены на газ в Европе побили исторические рекорды, потащив за собой котировки на уголь и даже нефть. Европейцы стали оценивать ситуацию как полноценный энергетический кризис. «Газпром» как крупнейший поставщик газа на европейские рынки оказался в центре большой дискуссии с извечными русскими вопросами: кто виноват и что делать. Уникальная ситуация на европейском газовом рынке и положение «Газпрома» детально разбираются в этом докладе.
Фискальная политика в нефтяной отрасли: выжимание последних соков или шанс на перезапуск отрасли?
Нефтяной сектор традиционно рассматривается правительством как донор федерального бюджета. Осенью 2020 года была принята целая серия репрессивных решений относительно нефтяных компаний, мотивированных необходимостью сбора дополнительных денег в бюджет. При этом бюджетная кампания осени 2021 года стала радикальным контрастом по сравнению с 2020 годом. Фокус внимания Минфина сместился на металлургическую и горнодобывающую промышленность, в то время как нефтяники получили определенную передышку. Вопрос, что будет дальше.
Новый европейский механизм трансграничного карбонового регулирования: что ждет российских поставщиков и чем ответит Россия

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики