Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Откровенный шантаж: новое предложение ЕС по «Северному потоку-2» шокировало экспертов

Откровенный шантаж: новое предложение ЕС по «Северному потоку-2» шокировало экспертов

Еврокомиссия хотела бы распространить на газопровод «Северный поток – 2» действие норм Третьего энергетического пакета, разделив функции поставщика и транзитера газа. Преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков называет предложения ЕК откровенным шантажом.

Новое предложение ЕК по "Северному потоку-2"

Несмотря на планы Еврокомиссии запретить «Газпрому» совмещать производство и поставку газа с владением газопроводом «Северный поток – 2», никаких юридических оснований для этого нет. В Еврокомиссии это понимают и хотят договориться с Россией о компромиссе, сообщает газета «Ведомомсти». Пока в ЕК рассматривается два варианта - возможность создания независимого оператора проекта или независимого регулятора, который бы выполнял надзорные функции за работой «Газпрома» по газопроводу.
 
«Позиция Евросоюза понятна - Брюссель старается всячески контролировать этот проект и зачастую ему препятствовать, но так как у него ничего не получается, они предпринимают попытки создать некоего «троянского коня». Поэтому и звучат предложения о распространении норм третьего энергопакета на морской газопровод и создании экстерриториального законодательства. Но непонятно, зачем «Газпрому» заранее закладывать мину под свой проект.
 
По нынешнему законодательству у российской компании гораздо больше шансов реализовать проект, а затем и управлять им. Сегодня «Северный поток – 2» реализуется через взаимодействие с Германией напрямую. Иногда «Газпром» дополнительно запрашивает у национальных регуляторов разрешение на прокладку труб в их территориальных водах. Но в случае принятия условий ЕК «Газпром» вынужден будет отказаться от выгодной схемы сотрудничества с Германией», - объясняет ФБА «Экономика сегодня» собеседник.

Шантаж Еврокомиссии 

Сегодня Германия и немецкие компании позитивно настроены к проекту, а Еврокомиссия и ЕС в целом негативно. Юшков задается вопросом – зачем нам менять заинтересованного в проекте партнера на того, кто хочет воспрепятствовать ему. По его мнению, предложения ЕК являются откровенным шантажом. Если «Газпром» не примет условия европейцев, то ЕС продолжит  вставлять палки в колеса проекта.
 
«Сейчас «Газпром» действует в рамках существующего законодательства ЕС, когда морская часть не подпадает под нормы третьего энергопакета, а сухопутная попадает. Но там прокладкой ГТС должны заниматься уже европейские компании. Я не вижу смысл соглашаться на условия ЕК, так как со временем они захотят увидеть в проекте альтернативного поставщика, как это произошло с «Северным потоком-1». Такой подход грозит прямыми убытками для российской компании. Сейчас «Газпром» действует по закону, а европейцы ему предлагают действовать по понятиям.
 
Идти на компромисс можно в том случае, когда у вас слабая позиция, и вы можете ее усилить, а у «Газпрома» сильная позиция, и компромисс ее только ослабит. По сути у ЕК нет возможности продавить свою позицию, он может только незаконным путем и шантажом влиять на национальные регуляторы. В свое время такой способ применялся в отношении Болгарии, котрой пригрозили ограничить кредиты по линии ЕК, если она не откажется от «Южного потока». Но на Германию так не надавишь, так как она является экономическим лидером Евросоюза», - резюмирует Игорь Юшков.
 
Автор: Андрей Петров
 
Источник: Экономика сегодня, 15.09.2017

Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Климатическая повестка в России в эпоху Трампа
Возвращение в президентское кресло Дональда Трампа дало мощный импульс для климатоскептиков. Энергетические компании заговорили о необходимости сократить инвестиции в ВИЭ и нарастить их в нефтегазовые проекты. Парадоксально, но все эти потрясения не сумели полностью закрыть тему энергоперехода внутри РФ. Да, климатическая повестка уже не так актуальна, но она все еще «в строю». Главная причина в том, что за последние годы она успела обрасти своими лоббистами, которые не хотят ее бросать, по-прежнему рассчитывая на контроль над климатическими финансовыми потоками.
Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики