Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Откровенный шантаж: новое предложение ЕС по «Северному потоку-2» шокировало экспертов

Откровенный шантаж: новое предложение ЕС по «Северному потоку-2» шокировало экспертов

Еврокомиссия хотела бы распространить на газопровод «Северный поток – 2» действие норм Третьего энергетического пакета, разделив функции поставщика и транзитера газа. Преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков называет предложения ЕК откровенным шантажом.

Новое предложение ЕК по "Северному потоку-2"

Несмотря на планы Еврокомиссии запретить «Газпрому» совмещать производство и поставку газа с владением газопроводом «Северный поток – 2», никаких юридических оснований для этого нет. В Еврокомиссии это понимают и хотят договориться с Россией о компромиссе, сообщает газета «Ведомомсти». Пока в ЕК рассматривается два варианта - возможность создания независимого оператора проекта или независимого регулятора, который бы выполнял надзорные функции за работой «Газпрома» по газопроводу.
 
«Позиция Евросоюза понятна - Брюссель старается всячески контролировать этот проект и зачастую ему препятствовать, но так как у него ничего не получается, они предпринимают попытки создать некоего «троянского коня». Поэтому и звучат предложения о распространении норм третьего энергопакета на морской газопровод и создании экстерриториального законодательства. Но непонятно, зачем «Газпрому» заранее закладывать мину под свой проект.
 
По нынешнему законодательству у российской компании гораздо больше шансов реализовать проект, а затем и управлять им. Сегодня «Северный поток – 2» реализуется через взаимодействие с Германией напрямую. Иногда «Газпром» дополнительно запрашивает у национальных регуляторов разрешение на прокладку труб в их территориальных водах. Но в случае принятия условий ЕК «Газпром» вынужден будет отказаться от выгодной схемы сотрудничества с Германией», - объясняет ФБА «Экономика сегодня» собеседник.

Шантаж Еврокомиссии 

Сегодня Германия и немецкие компании позитивно настроены к проекту, а Еврокомиссия и ЕС в целом негативно. Юшков задается вопросом – зачем нам менять заинтересованного в проекте партнера на того, кто хочет воспрепятствовать ему. По его мнению, предложения ЕК являются откровенным шантажом. Если «Газпром» не примет условия европейцев, то ЕС продолжит  вставлять палки в колеса проекта.
 
«Сейчас «Газпром» действует в рамках существующего законодательства ЕС, когда морская часть не подпадает под нормы третьего энергопакета, а сухопутная попадает. Но там прокладкой ГТС должны заниматься уже европейские компании. Я не вижу смысл соглашаться на условия ЕК, так как со временем они захотят увидеть в проекте альтернативного поставщика, как это произошло с «Северным потоком-1». Такой подход грозит прямыми убытками для российской компании. Сейчас «Газпром» действует по закону, а европейцы ему предлагают действовать по понятиям.
 
Идти на компромисс можно в том случае, когда у вас слабая позиция, и вы можете ее усилить, а у «Газпрома» сильная позиция, и компромисс ее только ослабит. По сути у ЕК нет возможности продавить свою позицию, он может только незаконным путем и шантажом влиять на национальные регуляторы. В свое время такой способ применялся в отношении Болгарии, котрой пригрозили ограничить кредиты по линии ЕК, если она не откажется от «Южного потока». Но на Германию так не надавишь, так как она является экономическим лидером Евросоюза», - резюмирует Игорь Юшков.
 
Автор: Андрей Петров
 
Источник: Экономика сегодня, 15.09.2017

Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2020 году и перспективы 2021 года
«Газпром»: жизнь после эпохи «больших строек»
«Газпром» близок к завершению главных газопроводных строек прошлого десятилетия. Запущены в эксплуатацию «Сила Сибири» и «Турецкий поток». «Северный поток-2» построен более чем на 90 % и должен быть завершен в ближайшие месяцы. Поступательно идет процесс разработки ресурсной базы на Ямале и в Восточной Сибири. В то же время конъюнктура на рынках газа – из-за второй теплой зимы в Европе подряд, опасений транзитного кризиса на Украине, пандемии COVID-19 и притока СПГ – вышла из-под контроля и достигла глубин, невиданных в последние 20 лет.
Налоговое регулирование нефтегазового комплекса: выбор приоритетов
Арктика: новый государственный приоритет
Арктика постепенно становится одной из основных экономических ставок. Арктика должна обеспечить загрузку Северного морского пути, создать спрос на продукцию российского машиностроения и новые рабочие места. При этом углеводороды, по сути, единственный реальный арктический сюжет. На первый план выходят не рентабельность и реальная окупаемость проектов, а их вклад в поддержание экономического роста государства. Поэтому и развивается «арктическая гигантомания».
Импортозамещение в нефтегазовой отрасли: мифы и реальность
Процесс импортозамещения был по-серьезному запущен после введения санкций 2014 года. Шесть лет – солидный срок, чтобы подвести предварительные итоги. С одной стороны, цифры не такие уж плохие – отрасль зависит от импорта уже меньше чем наполовину. С другой – это «средняя температура по больнице». И еще вопрос, что же считать именно российским оборудованием, с учетом активного использования иностранных комплектующих и особенно программного обеспечения. Видны примеры действительно успешного импортозамещения – но есть и не менее очевидные провалы.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики