Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Откровенный шантаж: новое предложение ЕС по «Северному потоку-2» шокировало экспертов

Откровенный шантаж: новое предложение ЕС по «Северному потоку-2» шокировало экспертов

Еврокомиссия хотела бы распространить на газопровод «Северный поток – 2» действие норм Третьего энергетического пакета, разделив функции поставщика и транзитера газа. Преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков называет предложения ЕК откровенным шантажом.

Новое предложение ЕК по "Северному потоку-2"

Несмотря на планы Еврокомиссии запретить «Газпрому» совмещать производство и поставку газа с владением газопроводом «Северный поток – 2», никаких юридических оснований для этого нет. В Еврокомиссии это понимают и хотят договориться с Россией о компромиссе, сообщает газета «Ведомомсти». Пока в ЕК рассматривается два варианта - возможность создания независимого оператора проекта или независимого регулятора, который бы выполнял надзорные функции за работой «Газпрома» по газопроводу.
 
«Позиция Евросоюза понятна - Брюссель старается всячески контролировать этот проект и зачастую ему препятствовать, но так как у него ничего не получается, они предпринимают попытки создать некоего «троянского коня». Поэтому и звучат предложения о распространении норм третьего энергопакета на морской газопровод и создании экстерриториального законодательства. Но непонятно, зачем «Газпрому» заранее закладывать мину под свой проект.
 
По нынешнему законодательству у российской компании гораздо больше шансов реализовать проект, а затем и управлять им. Сегодня «Северный поток – 2» реализуется через взаимодействие с Германией напрямую. Иногда «Газпром» дополнительно запрашивает у национальных регуляторов разрешение на прокладку труб в их территориальных водах. Но в случае принятия условий ЕК «Газпром» вынужден будет отказаться от выгодной схемы сотрудничества с Германией», - объясняет ФБА «Экономика сегодня» собеседник.

Шантаж Еврокомиссии 

Сегодня Германия и немецкие компании позитивно настроены к проекту, а Еврокомиссия и ЕС в целом негативно. Юшков задается вопросом – зачем нам менять заинтересованного в проекте партнера на того, кто хочет воспрепятствовать ему. По его мнению, предложения ЕК являются откровенным шантажом. Если «Газпром» не примет условия европейцев, то ЕС продолжит  вставлять палки в колеса проекта.
 
«Сейчас «Газпром» действует в рамках существующего законодательства ЕС, когда морская часть не подпадает под нормы третьего энергопакета, а сухопутная попадает. Но там прокладкой ГТС должны заниматься уже европейские компании. Я не вижу смысл соглашаться на условия ЕК, так как со временем они захотят увидеть в проекте альтернативного поставщика, как это произошло с «Северным потоком-1». Такой подход грозит прямыми убытками для российской компании. Сейчас «Газпром» действует по закону, а европейцы ему предлагают действовать по понятиям.
 
Идти на компромисс можно в том случае, когда у вас слабая позиция, и вы можете ее усилить, а у «Газпрома» сильная позиция, и компромисс ее только ослабит. По сути у ЕК нет возможности продавить свою позицию, он может только незаконным путем и шантажом влиять на национальные регуляторы. В свое время такой способ применялся в отношении Болгарии, котрой пригрозили ограничить кредиты по линии ЕК, если она не откажется от «Южного потока». Но на Германию так не надавишь, так как она является экономическим лидером Евросоюза», - резюмирует Игорь Юшков.
 
Автор: Андрей Петров
 
Источник: Экономика сегодня, 15.09.2017

Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции очередного года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь он не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.
Цифровизация и ее последствия для нефтегаза: мифы и возможная реальность

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики